Кифишина Оксана Анатольевна
Московский педагогический государственный университет, Россия
В данном докладе рассматриваются растительные мотивы в системе росписи южно-италийских краснофигурных ваз. Наиболее богато и сложно они были задействованы с середины IV в. до н. э., с утверждением в южно-италийской вазописи Роскошного стиля. Вместе с тем цветочные мотивы изучены мало. Обычно пишут вообще о растении — дереве или цветке. Но при объеме материала — более 20 000 ваз, и после масштабной работы А. Д. Тренделла с коллегами по определению основных центров южно-италийской вазописи, ведущих мастеров, а также характерных сцен, — надо идти дальше. Можно выделить следующие векторы.
Иконографические штудии: задачей немецких исследователей ХХ в. (М. Мойрер, П. Якобсталь, Х. Бауманн) стало сопоставление отдельных античных изображений растительного мира с описаниями древнегреческих авторов и одновременно с конкретными формами известной флоры. В апулийских трактовках цветочных мотивов угадываются арацея, роза и мак. Проблемой является и прием стилизации: греческие вазописцы были склонны к изображению “гибридных” растений, сочетавших элементы разных форм. На эгейском материале — наиболее характерно соединение лилии, тростника и пальмы — его убедительно выявила Л. Морган. Для южно-италийской вазописи выделим комбинации из пальметты, розы, арацеи и аканта — это из аттической практики, но встречаются добавления от плюща, гиацинта или лилии, а кроме того лик/бюст-цветок. В Роскошном стиле «гибридный» цветок включается в фигурные композиции, в ряде случаев оттесняя и заменяя антропоморфную фигуру.
Семантический анализ: много работ в связи с культовой практикой (Ш. Жоре, М. Нильссон, Й. Мурр, Т. В. Цивьян). В настоящее время затрагиваются и сюжеты с цветами. Л. И. Акимова связала их с праздником, ритуалом бракосочетания. В 2007 г. вышла статья Н. Кэй о сюжетах с цветком, выступающим “signe de grâce” в аттической вазописи; многое из наблюдений автора применимо и для южно-италийской вазописи. На очереди такие сюжеты, как обретение цветка, венчание, цветок в наиске, Эрот в саду. Возможен их анализ в контексте орфизма — в сюжетах с Эротом-первобогом, и в контексте праздника, например, майских Флоралий или Розалий. Исследования в этом направлении могут существенно обогатить трактовку памятников искусства последующих эпох.