Вергазов Рамиль Рафаилович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия
Типология дворца-ападаны занимает ключевое место в классической архитектуре ахеменидского Ирана. Ападана представляет собой специфически персидский тип дворца, основу которого составлял гипостильный многоколонный зал, предназначавшийся для царских аудиенций и других ритуальных церемоний. Типология монументального дворца аудиенций была разработана в классической архитектуре эпохи Дария I (начало V в. до н. э.) на основе синтеза достижений мидийского, месопотамского, хеттского, египетского и восточно-греческого зодчества. Ападана в полной мере отвечает идеологическим и церемониальным задачам имперского искусства Ахеменидов, реализованного в масштабных дворцовых ансамблях в Сузах и Персеполе. Особое значение дворца-ападаны связано с влиянием ее типологии на дальнейшее развитие ахеменидской архитектуры V–IV вв. до н. э.
Вопрос о происхождении архитектурной идеи ападаны остается дискуссионным. Однако объективно существует ряд влияний на ее формирование, рассмотрение которых крайне важно для понимания архитектурного решения ападаны. Истоки дворца аудиенций, безусловно, связаны с раннеахеменидскими памятниками эпохи Кира II и Камбиза II. Анализ этих ранних прототипов позволит проследить становление и развитие архитектурной типологии ападаны эпохи Дария I. Подробное рассмотрение особенностей классического дворца аудиенций с привлечением широкого историко-культурного контекста является наиболее продуктивным направлением исследования актуальной проблематики типологии ападаны в архитектуре ахеменидского Ирана.