Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-51
Заголовок Нарратив в позднеготических резных алтарях Брабанта
Автор email sadarovaa@yandex.ru
Сведения об авторе Садарова Анна Альбертовна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. sadarovaa@yandex.ru
В рубрике Европейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa199-4-51
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 576586
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(492)4; 247.3(492)-7.046.3 Индекс ББК 85.133(3)
Аннотация

В статье анализируются место и значение нарративных сцен в структуре скульптурных алтарей, созданных в герцогстве Брабант в конце XIV — первой половине XVI в. Хотя порой, по-видимому, в угоду вкусам заказчиков и покупателей, происходивших из самых разных регионов Европы, в продукции брабантских мастерских и появляется более или менее существенная доля ненарративных изображений, именно устойчивое преобладание динамичных многофигурных повествовательных композиций уже на ранних этапах развития начинает отличать южнонидерландские произведения от скульптурных алтарей из иных европейских художественных центров.

Приводятся различные подходы к объяснению такого явного предпочтения нарратива. Чаще всего алтари украшают стандартизированные сюжетные циклы детства Иисуса, Страстей, жития Богоматери и святых. Становясь своеобразным «задником» для литургии, они порою имеют смысловую связь с нею, однако не иллюстрируют службу буквально. Близкие параллели обнаруживают скульптурные циклы и с мистериальными представлениями того времени. Большое значение для развития нарративной образности имело распространение религиозного мистицизма и нидерландского движения Devotio Moderna: подробные реалистические в деталях и эмоционально насыщенные динамичные сцены из новозаветной истории отвечали возникшей потребности в визуальном подспорье для индивидуальной медитации.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Садарова А. А. Нарратив в позднеготических резных алтарях Брабанта // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 576–586. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Antwerpse retabels: 15de–16de eeuw. Vol. I: Catalogus / onder leid. van H. Nieuwdorp. — Antwerpen: Museum voor religieuze kunst, 1993. — 199 p.
  • 2. De Boodt R. Description et iconographie // Le retable d’Oplinter. Het retabel van Oplinter / Éd. L. Masschelein-Kleiner / Scientia Artis. Conjunctione ad cognitionem. — Bruxelles: Institut royal du patrimoine artistique, 1999. — Vol. I (Deel I). — P. 2–10.
  • 3. Didier R. Sculptures et retables des anciens Pays-Bas méridionaux des années 1430–1460. Traditions et innovation pour le Haut-Rhin et l’Allemagne du Sud // Le retable d’Issenheim et la sculpture au nord des Alpes à la fin du Moyen Age. Actes du colloque de Colmar (2–3 November 1987) / Éd. Chr. Heck. — Colmar: Musée d’Unterlinden, 1989. — P. 49–79.
  • 4. d’Hainaut-Zveny B. Les Messes de saint Grégoire dans les retables des Pays Bas. Mise en perspective d’une image polémique, dogmatique et utilitariste // Bulletin des Musées royaux des Beaux-Arts, Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België. — 1992–1993. — No. 1–4. — P. 35–61.
  • 5. d’Hainaut-Zveny B. Les retables d’autel gothiques sculptés dans les anciens Pays-Bas: raisons, formes et usages. — Bruxelles: Académie royale de Belgique, 2008. — 437 p.
  • 6. d’Hainaut-Zveny B. Les retables d’autel gothiques sculptés dans les anciens Pays-Bas. Raisons, formes et usages // Koregos. Revue et encyclopédie multimédia des arts. URL: http://www.koregos.org/fr/brigitte-d-hainaut-zveny-les-retables-sculptes-dans-les-anciens-pays-bas-xve-xvie-siecles (дата обращения: 15.01.2019).
  • 7. Hope Ch. Altarpieces and the Requirements of Patrons // Christianity and the Renaissance: Image and Religious Imagination in the Quattrocento / Eds. J. Henderson, T. Verdon. — New York: Syracuse University Press, 1990. — P. 535–571.
  • 8. Hyma A. The Christian Renaissance: A History of the “Devotio Moderna”. — Grand Rapids, Michigan: Reformed Press, 1924. — 501 p.
  • 9. Jacobs L. F. The Marketing and Standardization of South Netherlandish Carved Altarpieces: Limits on the Role of the Patron // Art Bulletin. — 1989. — No. 71. — P. 208–229.
  • 10. Jacobs L. F. The Inverted “T”-Shape in Early Netherlandish Altarpieces: Studies in the Relation between Painting and Sculpture // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 1991. — No. 57. — S. 33–65.
  • 11. Jacobs L. F. Early Netherlandish Carved Altarpieces, 1380–1550: Medieval Tastes and Mass Marketing. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — 368 p.
  • 12. Jungmann J. A. The Mass of the Roman Rite: Its Origins and Development (Missarum Sollemnia). 2 vols. — New York: Benziger, 1951–1955.
  • 13. Mâle É. L’Art religieux de la fin du Moyen Âge en France. — Paris: A. Colin, 1922. — 512 p.
  • 14. Musée de Cluny. Le Guide / Éd. X. Dectot, dir. E. Taburet-Delahaye. — Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux-Grand Palais, 2015. — 191 p.
  • 15. Post R. R. The Modern Devotion. Confrontation with Reformation and Humanism. — Leiden: E. J. Brill, 1968. — 694 p.
  • 16. Retables flamands et brabancons dans les monuments belges / Dir. M. Buyle, Chr. Vanthillo. — Bruxelles: Ministerie van de Vlaamse Gemenschap, Afdeling Monumenten en Landschappen, 2000. — 256 p.
  • 17. Ringbom S. Icon to Narrative: The Rise of the Dramatic Close-Up in Fifteenth-Century Devotional Painting. — Doornspijk: Davaco Publishers, 1984. — 241 p.
  • 18. Smedt H. J. de. De Antwerpse retabels en hun iconografie. Een overzicht van onderwerpen en veranderingen // Antwerpse retabels 15de–16de eeuw. Vol. II: Essays / Ed. H. Nieuwdorp. — Antwerpen: Museum voor Religieuze Kunst, 1993. — P. 23–46.
  • 19. Tydeman W. The Theatre in the Middle Ages: Western European Stage Conditions, c. 800–1576. — Cambridge: Cambridge University Press, 1978. — 298 p.
  • 20. Van Dijk S. J. P., Walker J. H. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the Thirteenth Century. — Westminster, Maryland: Newman Press; London: Darton, Longman & Todd, 1960. — 568 p.
  • 21. Woods K. Netherlandish Carved Altarpieces of the Fifteenth and Early Sixteenth Centuries in Britain: Ph. D. Dissertation. — London, Courtauld Institute оf Art, 1989.