Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-49
Заголовок Вариативность интерпретаций иконографической программы монументальной живописной декорации крипты церкви Святого Николая в Таване
Автор email me@rikota.me
Сведения об авторе Рикота Екатерина Владимировна — соискатель учёной степени. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. me@rikota.me
В рубрике Европейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa199-4-49
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 556566
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4(44) Индекс ББК 85.143 (3)
Аннотация

Статья посвящена возможным новым методам интерпретации иконографической программы одного из самых известных памятников монументальной живописи романского времени — декорации крипты церкви Св. Николая в Таване. Путь, предлагаемый нашей методологией,строится не на традиционном сокращении вариантов, не прошедших смыслового и иконографического отбора, а наоборот — на аккумулировании максимально возможного количества интерпретаций, образованных всеми вариантами прочтения каждого образа. Мы предлагаем сосредоточить исследовательское внимание на образах спорных, не имеющих до сих пор признанного единственно верного значения. И далее рассматривать эти многовариантные толкования с позиции закреплённойза ними вариативности, которая могла быть заложена, с одной стороны, автором — это изображения, амбивалентные изначально, фиксирующие в себе несколько образов или переход состояния; а с другой, интерпретатором — образы двусмысленные, точное знание о которых утрачено с течением времени или по другим причинам, требующим отдельного исследования. Каждый из этих вариантов должен быть рассмотрен во всех возможных ракурсах типологического и топографического контекста, в результате чего формируется близкое к неограниченному количество вариаций смысла. Такой подход позволит толковать программу максимально широко и ёмко, не ограничиваясь выбором одной сюжетной линии. В статье мы обосновываем возможность применения подобной методологии,которая может быть единственным способом работы с рядом сложных памятников, имеющих большое количество иконографических мутаций.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рикота Е. В. Вариативность интерпретаций иконографической программы монументальной живописной декорации крипты церкви Святого Николая в Таване // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 556–566. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-49
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Алкуин. Словопрения Весны с Зимой. Загадки // Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX веков / Отв. ред. М. Л. Гаспаров, пер. Б. И. Ярхо. — М.: Наука, 2006. — C. 125–127.
  • 2. Ванеян С. С. Панофский, Гомбрих и смысл значения в иконологии // Вестник Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета. Сер. 5. — 2013. — № 1 (10). — С. 21–43.
  • 3. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  • 4. Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения / Общ. ред. и вступ. cт. В. П. Шестакова, пер. Е. Доброхотовой-Майковой. — СПб.: Алетейя, 2017. — 408 с.
  • 5. Бернар Клервоский. О размышлении // Памятники средневековой латинской литературы X– XII веков / Отв. ред.: М. Е. Грабарь-Пасек и М. Л. Гаспаров, пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1972. — С. 307–309.
  • 6. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции / Пер. А. Пожидаевой и Д. Харман, под ред. Н. Веденеевой, А. Расторгуева, М. Савельевой. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008. — 552 с.
  • 7. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 432 с.
  • 8. Пожидаева А. В. В поисках утраченного образца: к вопросу о происхождении персонификаций Дней творения в западноевропейских циклах сотворения мира XII в. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2017. — № 10–2 (31). — С. 258–268.
  • 9. Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху кватроченто / Пер. с фр. А. В. Шестакова. — СПб.: Наука, 2005. — 376 с.
  • 10. Baschet J. L’iconographie médiévale. — Paris: Gallimard, 2008. — 468 р.
  • 11. Bonne J.-C. Entre ambiguïté et ambivalence (problématique de la sculpture romane) // La Part de l’oeil. — 1992. — No. 8. — P. 146–164.
  • 12. Camille M. The Gregorian Definition Revisited, Writing and the Medieval Image // L’image: fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval, actes du 6e “International Workshop on Medieval Societies” (Centre Ettore Majorana, Erice, Sicile, 17–23 octobre 1992) / sous la direction de J. Baschet, J. C. Schmitt. — Paris: Le Léopard d’or. — 1996. — No. 8. — P. 89–107.
  • 13. Camille M. Images dans les marges: Aux limites de l’art médiéval. — Paris: Gallimard, 1997. — 256 p.
  • 14. Chailley J. Le David de Tavant et l’utriusque Musica // Bulletin trimestriel de la Société Archéologique de Touraine. —1981. — 39. — P. 761–779.
  • 15. Chazelle Celia M. Pictures, Books, and the Illiterate: Pope Gregory I’s Letters to Serenus of Marseilles // Word & Image. — 1990. — Vol. 6. — Iss. 2. — P. 138–153.
  • 16. Davi C. La peinture murale romane dans les Pays de la Loire. — Laval: Société d’Archéologie et d’Histoire de la Mayenne, 1999. — 416 p.
  • 17. Davy M.-M. Initiation à la symbolique romane (XIIе siècle). — Paris: Flammarion, 2009. — 312 p.
  • 18. Demus O. La Peinture murale Romane / Trad. J. Chavy (éd. allemande 1968). — Paris: Flammarion, 1970. — 233 p.
  • 19. Denny D. The Tavant Crypt Frescoes // Viator. — 1989. — 20. — P. 327–341.
  • 20. Deschamps P., Thibout M. La peinture murale en France. Le Haut Moyen Age et l’époque romane. — Paris: Plon, 1951. — 179 p.
  • 21. Duggan L.G. Was Art Really the ‘Book of the Illiterate’? // Word & Image: A Journal of Verbal/Visual Enquiry. —1989. — Vol. 5. — P. 227–251.
  • 22. Dulau R., Albers G. Peintures murals en France: XII–XVI siècle. — Paris: Citadelles& Mazenod, 2013. — 319 p.
  • 23. Favreau R. Les inscriptions dans les peintures murales à époque romane // Lagabrielle S., Van De Moortele S. De fresque en aquarelle: Relevés d’artistes sur la peinture murale romane. — Saint-Savin: Centre international d’art mural, 1994. — P. 15–16.
  • 24. Focillion H. Peintures romanes des églises de France. — Paris: Flammarion, 1967. — 181 p.
  • 25. Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du onzième au treizième siècle. — Genève: Skira, 1958. — 232 p.
  • 26. Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God’s Invisibility in Medieval Art (The Middle Ages Series). — University of Pennsylvania Press, 2000. — 292 p.
  • 27. L’image: fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval, actes du 6e “International Workshop on Medieval Societies” (Centre Ettore Majorana, Erice, Sicile, 17–23 octobre 1992) / éd. sous la direction de J. Baschet, J.C. Schmitt. — Paris: Le Léopard d’or. —1996. — No. 8. — 310 p.
  • 28. Lainé M., Davy C. Saint-Nicolas de Tavant. Indre-et-Loire. — Orléans: AREP-Centre, 2002. — 56 p.
  • 29. Louis de Bodin, comte de Galembert. Mémoire présenté au Congrès archeologique de Saumur, le 4 juin 1862 // Congrès archeologique de France. — 29 session. — Paris, 1863.
  • 30. Michel P.-H. Les fresques de Tavant. La crypte. — Paris: Chêne, 1956. — 12 p.
  • 31. Nesmy C. J., Defarges B., Berland J.-M., Grémont D., Renoux P., Surchamp A. Val de Loir roman. Touraine roman. — Paris: Zodiaque, 1965. — P. 309–366.
  • 32. Norman J. Metamorphoses of an Allegory: The Iconography of the Psychomachia in Medieval Art (American University Studies). — New York; Bern: Peter Lang, 1988. — 353 p.
  • 33. Palazzo E. Les peintures de la crypte de Tavant: Etat de la question et perspectives de recherche // Reading Images and Texts. Medieval Images and Texts as Forms of Communication. Papers from the Utrecht symposium on medieval literacy. Utrecht, 7–9 December 2000 / Ed. M. Hageman, M. Moster. — Turnhout: Brepols, 2005. — P. 395–424.
  • 34. S Gregorii Magni Registrum epistolarum libri VIII–XIV, Corpus Christianorum Series Latina 140, 140A (Appendix) / Ed. D. Norberg. — Turnhout: Brepols, 1982. — 1183 p.
  • 35. Toubert H. Une scène des fresques de Tavant et l’iconographie des Mois // Cahiers de civilisation mé- diévale.— Octobre–décembre 1973. — 16e année (no.°64). — P. 279–286.
  • 36. Webber M. The Frescoes of Tavant // Art Studies. — 1925. — No. III. — P. 83–92.
  • 37. Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développements, VIe–XVe siècles. — Paris: Méridiens Klincksieck, 1989. — 396 p.
  • 38. Zvěřina J. Les peintures de la crypte de Tavant // Orientalia Christiana Periodica. — 1947. — No. 3. — P. 675–693.