Аннотация |
Статья посвящена возможным новым методам интерпретации иконографической программы одного из самых известных памятников монументальной живописи романского времени — декорации крипты церкви Св. Николая в Таване. Путь, предлагаемый нашей методологией,строится не на традиционном сокращении вариантов, не прошедших смыслового и иконографического отбора, а наоборот — на аккумулировании максимально возможного количества интерпретаций, образованных всеми вариантами прочтения каждого образа. Мы предлагаем сосредоточить исследовательское внимание на образах спорных, не имеющих до сих пор признанного единственно верного значения. И далее рассматривать эти многовариантные толкования с позиции закреплённойза ними вариативности, которая могла быть заложена, с одной стороны, автором — это изображения, амбивалентные изначально, фиксирующие в себе несколько образов или переход состояния; а с другой, интерпретатором — образы двусмысленные, точное знание о которых утрачено с течением времени или по другим причинам, требующим отдельного исследования. Каждый из этих вариантов должен быть рассмотрен во всех возможных ракурсах типологического и топографического контекста, в результате чего формируется близкое к неограниченному количество вариаций смысла. Такой подход позволит толковать программу максимально широко и ёмко, не ограничиваясь выбором одной сюжетной линии. В статье мы обосновываем возможность применения подобной методологии,которая может быть единственным способом работы с рядом сложных памятников, имеющих большое количество иконографических мутаций. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Алкуин. Словопрения Весны с Зимой. Загадки // Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX веков / Отв. ред. М. Л. Гаспаров, пер. Б. И. Ярхо. — М.: Наука, 2006. — C. 125–127.
- 2. Ванеян С. С. Панофский, Гомбрих и смысл значения в иконологии // Вестник Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета. Сер. 5. — 2013. — № 1 (10). — С. 21–43.
- 3. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- 4. Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения / Общ. ред. и вступ. cт. В. П. Шестакова, пер. Е. Доброхотовой-Майковой. — СПб.: Алетейя, 2017. — 408 с.
- 5. Бернар Клервоский. О размышлении // Памятники средневековой латинской литературы X– XII веков / Отв. ред.: М. Е. Грабарь-Пасек и М. Л. Гаспаров, пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1972. — С. 307–309.
- 6. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции / Пер. А. Пожидаевой и Д. Харман, под ред. Н. Веденеевой, А. Расторгуева, М. Савельевой. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008. — 552 с.
- 7. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 432 с.
- 8. Пожидаева А. В. В поисках утраченного образца: к вопросу о происхождении персонификаций Дней творения в западноевропейских циклах сотворения мира XII в. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2017. — № 10–2 (31). — С. 258–268.
- 9. Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху кватроченто / Пер. с фр. А. В. Шестакова. — СПб.: Наука, 2005. — 376 с.
- 10. Baschet J. L’iconographie médiévale. — Paris: Gallimard, 2008. — 468 р.
- 11. Bonne J.-C. Entre ambiguïté et ambivalence (problématique de la sculpture romane) // La Part de l’oeil. — 1992. — No. 8. — P. 146–164.
- 12. Camille M. The Gregorian Definition Revisited, Writing and the Medieval Image // L’image: fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval, actes du 6e “International Workshop on Medieval Societies” (Centre Ettore Majorana, Erice, Sicile, 17–23 octobre 1992) / sous la direction de J. Baschet, J. C. Schmitt. — Paris: Le Léopard d’or. — 1996. — No. 8. — P. 89–107.
- 13. Camille M. Images dans les marges: Aux limites de l’art médiéval. — Paris: Gallimard, 1997. — 256 p.
- 14. Chailley J. Le David de Tavant et l’utriusque Musica // Bulletin trimestriel de la Société Archéologique de Touraine. —1981. — 39. — P. 761–779.
- 15. Chazelle Celia M. Pictures, Books, and the Illiterate: Pope Gregory I’s Letters to Serenus of Marseilles // Word & Image. — 1990. — Vol. 6. — Iss. 2. — P. 138–153.
- 16. Davi C. La peinture murale romane dans les Pays de la Loire. — Laval: Société d’Archéologie et d’Histoire de la Mayenne, 1999. — 416 p.
- 17. Davy M.-M. Initiation à la symbolique romane (XIIе siècle). — Paris: Flammarion, 2009. — 312 p.
- 18. Demus O. La Peinture murale Romane / Trad. J. Chavy (éd. allemande 1968). — Paris: Flammarion, 1970. — 233 p.
- 19. Denny D. The Tavant Crypt Frescoes // Viator. — 1989. — 20. — P. 327–341.
- 20. Deschamps P., Thibout M. La peinture murale en France. Le Haut Moyen Age et l’époque romane. — Paris: Plon, 1951. — 179 p.
- 21. Duggan L.G. Was Art Really the ‘Book of the Illiterate’? // Word & Image: A Journal of Verbal/Visual Enquiry. —1989. — Vol. 5. — P. 227–251.
- 22. Dulau R., Albers G. Peintures murals en France: XII–XVI siècle. — Paris: Citadelles& Mazenod, 2013. — 319 p.
- 23. Favreau R. Les inscriptions dans les peintures murales à époque romane // Lagabrielle S., Van De Moortele S. De fresque en aquarelle: Relevés d’artistes sur la peinture murale romane. — Saint-Savin: Centre international d’art mural, 1994. — P. 15–16.
- 24. Focillion H. Peintures romanes des églises de France. — Paris: Flammarion, 1967. — 181 p.
- 25. Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du onzième au treizième siècle. — Genève: Skira, 1958. — 232 p.
- 26. Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God’s Invisibility in Medieval Art (The Middle Ages Series). — University of Pennsylvania Press, 2000. — 292 p.
- 27. L’image: fonctions et usages des images dans l’Occident médiéval, actes du 6e “International Workshop on Medieval Societies” (Centre Ettore Majorana, Erice, Sicile, 17–23 octobre 1992) / éd. sous la direction de J. Baschet, J.C. Schmitt. — Paris: Le Léopard d’or. —1996. — No. 8. — 310 p.
- 28. Lainé M., Davy C. Saint-Nicolas de Tavant. Indre-et-Loire. — Orléans: AREP-Centre, 2002. — 56 p.
- 29. Louis de Bodin, comte de Galembert. Mémoire présenté au Congrès archeologique de Saumur, le 4 juin 1862 // Congrès archeologique de France. — 29 session. — Paris, 1863.
- 30. Michel P.-H. Les fresques de Tavant. La crypte. — Paris: Chêne, 1956. — 12 p.
- 31. Nesmy C. J., Defarges B., Berland J.-M., Grémont D., Renoux P., Surchamp A. Val de Loir roman. Touraine roman. — Paris: Zodiaque, 1965. — P. 309–366.
- 32. Norman J. Metamorphoses of an Allegory: The Iconography of the Psychomachia in Medieval Art (American University Studies). — New York; Bern: Peter Lang, 1988. — 353 p.
- 33. Palazzo E. Les peintures de la crypte de Tavant: Etat de la question et perspectives de recherche // Reading Images and Texts. Medieval Images and Texts as Forms of Communication. Papers from the Utrecht symposium on medieval literacy. Utrecht, 7–9 December 2000 / Ed. M. Hageman, M. Moster. — Turnhout: Brepols, 2005. — P. 395–424.
- 34. S Gregorii Magni Registrum epistolarum libri VIII–XIV, Corpus Christianorum Series Latina 140, 140A (Appendix) / Ed. D. Norberg. — Turnhout: Brepols, 1982. — 1183 p.
- 35. Toubert H. Une scène des fresques de Tavant et l’iconographie des Mois // Cahiers de civilisation mé- diévale.— Octobre–décembre 1973. — 16e année (no.°64). — P. 279–286.
- 36. Webber M. The Frescoes of Tavant // Art Studies. — 1925. — No. III. — P. 83–92.
- 37. Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développements, VIe–XVe siècles. — Paris: Méridiens Klincksieck, 1989. — 396 p.
- 38. Zvěřina J. Les peintures de la crypte de Tavant // Orientalia Christiana Periodica. — 1947. — No. 3. — P. 675–693.
|