Заголовок | Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера | ||||||||
Автор | Пугачёва И. В. | irinapugacheva27@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Пугачёва Ирина Вячеславовна — соискатель учёной степени. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. irinapugacheva27@gmail.com | ||||||||
В рубрике | Европейское искусство Средних веков | DOI | 10.18688/aa199-4-48 | ||||||
Год | 2019 | Номер сборника | 9 | Страницы | 545–555 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.034(450)3 | Индекс ББК | 85.143(3) | ||||
Аннотация |
Мелиоре — флорентийский художник, активно работавший в Тоскане примерно в 1250–1280-х гг. Его авторству в разное время приписывали в целом около десяти произведений, почти каждое из которых — с образом Богоматери. Причём в настоящее время существует только одна подписанная автором работа — доссале с полуфигурными изображениями Спасителя, Богоматери и апостолов (Иоанна, Петра и Павла). Авторство других работ приписывается мастеру на основании разного рода исследований историков искусства. Безусловно, в некоторых случаях атрибуции носят в большой степени дискуссионный характер, но уже те произведения, которые были признаны учёным сообществом как работы Мелиоре, представляют собой замечательную группу памятников — от его ранних весьма простых и несколько угловатых образов, до более зрелых произведений, где явственно ощущается приближение того самого стиля, который достигнет расцвета в творчестве Дуччо и Чимабуэ. Одной из таких работ, принадлежащей, по-видимому, как минимум к кругу мастера, является «Мадонна с Младенцем на троне» из ГМИИ им. Пушкина (инв. № 240), очевидно, заслуживающая серьёзного научного изучения и более точной атрибуции. В искусствоведческой литературе широко распространено понятие о трёх основных школах живописи, сложившихся на территории Тосканы в XIII в., — пизанской, флорентийской и сиенской. Творчество Мелиоре объединило традиции всех трёх школ, черты которых так или иначе присутствуют в его работах — столь разных по своим живописным качествам. Это позволяет задуматься, насколько автономно развивалось живописное искусство в этих трёх центрах и правомерно ли вообще говоритьоб их обособленном существовании начиная с середины XIII в. Вместе с тем образ Богоматери, по сути, ключевой в наследии Мелиоре, претерпевает существеннейшие изменения за двадцать-тридцать лет работы мастера. Творчество художника наиболее наглядно позволяет проследить характерные эволюционные процессы в изобразительном искусстве Тосканы во второй половине XIII столетия. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Пугачёва И. В. Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 545–555. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-48 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|