Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-48
Заголовок Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера
Автор email irinapugacheva27@gmail.com
Сведения об авторе Пугачёва Ирина Вячеславовна — соискатель учёной степени. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. irinapugacheva27@gmail.com
В рубрике Европейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa199-4-48
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 545555
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)3 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Мелиоре — флорентийский художник, активно работавший в Тоскане примерно в 1250–1280-х гг. Его авторству в разное время приписывали в целом около десяти произведений, почти каждое из которых — с образом Богоматери. Причём в настоящее время существует только одна подписанная автором работа — доссале с полуфигурными изображениями Спасителя, Богоматери и апостолов (Иоанна, Петра и Павла). Авторство других работ приписывается мастеру на основании разного рода исследований историков искусства. Безусловно, в некоторых случаях атрибуции носят в большой степени дискуссионный характер, но уже те произведения, которые были признаны учёным сообществом как работы Мелиоре, представляют собой замечательную группу памятников — от его ранних весьма простых и несколько угловатых образов, до более зрелых произведений, где явственно ощущается приближение того самого стиля, который достигнет расцвета в творчестве Дуччо и Чимабуэ. Одной из таких работ, принадлежащей, по-видимому, как минимум к кругу мастера, является «Мадонна с Младенцем на троне» из ГМИИ им. Пушкина (инв. № 240), очевидно, заслуживающая серьёзного научного изучения и более точной атрибуции.

В искусствоведческой литературе широко распространено понятие о трёх основных школах живописи, сложившихся на территории Тосканы в XIII в., — пизанской, флорентийской и сиенской. Творчество Мелиоре объединило традиции всех трёх школ, черты которых так или иначе присутствуют в его работах — столь разных по своим живописным качествам. Это позволяет задуматься, насколько автономно развивалось живописное искусство в этих трёх центрах и правомерно ли вообще говоритьоб их обособленном существовании начиная с середины XIII в. Вместе с тем образ Богоматери, по сути, ключевой в наследии Мелиоре, претерпевает существеннейшие изменения за двадцать-тридцать лет работы мастера. Творчество художника наиболее наглядно позволяет проследить характерные эволюционные процессы в изобразительном искусстве Тосканы во второй половине XIII столетия.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пугачёва И. В. Мелиоре. Эволюция образа Богоматери в Тоскане второй половины XIII века на примере творчества одного мастера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 545–555. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-48
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 748 с.
  • 2. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 312 с.
  • 3. Bacci P. Documenti toscani per storia dell’arte. —Firenze: Gonelli, 1910. — 192 p.
  • 4. Boskovits M. The Origins of Florentine Painting, 1100–1270. — Firenze: Giunti, 1993. — 816 p.
  • 5. Byzantium, Faith and Power (1261–1557) / Ed. C. Helen. — New York: Yale University Press, New Haven and London, 2004. — 654 p.
  • 6. Garrison E. B. Italian Romanesque Panel Painting. — Florence: Leo S. Olschki, 1949. — 266 p.
  • 7. Paoli С. Il libro di Monteaperti. — Firenze: G. P. Vieusseux, 1889. — 488 p.
  • 8. La pittura in Italia: Il Duecento e il Trecento. Т. 1–2 / Ed. E. Castelnuovo. — Milanо: Electa, 1986. — 692 p.
  • 9. Ragghianti C. L. Pittura del Ducento a Firenze. — Firenze: Vallecchi, 1950. — 128 p.
  • 10. Richter G. M. Megliore di Jacopo and the Magdalen Master // The Burlington Magazine. — 1930. — Νο. 57. — P. 223–236.
  • 11. Tartuferi A. La pittura a Firenze nel Duecento. — Firenze: Alberto Bruschi, 1990. — 142 p.