Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-45
Заголовок Алтарные преграды в итальянских церквях ранних францисканцев
Автор email ladakovalchuk@yandex.ru
Сведения об авторе Ковальчук Лада Игоревна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. ladakovalchuk@yandex.ru
В рубрике Европейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa199-4-45
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 513524
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(450). 726.591.6 726.597 Индекс ББК 85.113(3)
Аннотация

Статья посвящена раннефранцисканской практике церковного строительства и устройства храмового пространства в связи с изменениями в литургической системе средневековой Италии вообще и францисканского богослужения в частности, начиная со второй половины XIII в. вплоть до соответствующих решений Тридентского собора. Подробнее всего рассматривается практика возведения алтарных преград (tramezzi) в церквях ранних францисканцев в Италии. На волне Контрреформации такого рода предалтарные барьеры уничтожались, в связи с чем реконструкция внешнего вида и расположения преград, разделявших пространство церкви,оказывается весьма затруднительной и актуальной. Примечательно, что умозрительность францисканского богослужения и молитвы в целом успешно сочеталась с публичной ориентированностью их проповеди, что во многом отразилось и в их архитектурной программе. Кроме архитектурно-типологических черт и возможностей реконструкции декора алтарных преград в статье анализируется их место и значение в иерархии сакрального пространства. В работе дается краткая характеристика основных тенденций в изучении аналогичных преград и барьеров в архитектуре христианского храма.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ковальчук Л. И. Алтарные преграды в итальянских церквях ранних францисканцев // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 513–524. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-45
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ильин М. А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV–XV вв. // Культура Древней Руси. Сб. ст. к 40-летию научной деятельности Н. Н. Воронина / Отв. ред. А. Л. Монгайт. — М.: Наука, 1966. — С. 79–88.
  • 2. Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийский временник. — 1967. — Вып. 27. — С. 162–196.
  • 3. Назарова О. А. «Полиптих-витрина» в итальянской живописи конца XIII — первой половины XIV века // Искусствознание. — 2018. — Вып. 1. — С. 168–207.
  • 4. Назарова О. А. О роли нищенствующих орденов в развитии алтарного образа в Италии XIII — первой половины XIV века // Даниловские чтения. Античность — Средневековье — Ренессанс. Сб. ст. и материалов / Под ред. О. Е. Этингоф. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — С. 275–289.
  • 5. Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков / Пер. с фр. О. С. Воскобойникова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 352 с.
  • 6. Словарь библейских образов / Под общ. ред. Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана. — СПб.: Библия для всех, 2005. — 1423 с.
  • 7. Acta Capitulorum Generalium Ordinis Praedicatorum. Vol. 1. Ab Anno 1220 usque annum 1303 // Monumenta Ordinis Fratrum Praedicatorum Historica. — 1898. — T. III. — P. 1–325.
  • 8. Bruzelius C. Preaching, Building, and Burying. Friars and the Medieval City. — New Haven; London: Yale University Press, 2014. — 256 p.
  • 9. Chatzidakis M. L’évolution de l’icone aux 11e — 13e siècles et la transformation du templon // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines. Athenes, 1976. — Athenes: Association Internationale des Études Byzantines, 1979. — P. 333–366.
  • 10. Constitutiones capituli generalis Narbonensis a. 1260 (Editio critica et synoptica) // Archivum für Letteratur- und Kirchengeschichte. — 1941. — Bd VI. — S. 1–139.
  • 11. Cooper D. Franciscan Choir Enclosure and the Function of Double-Sided Alterpieces in Pre-Tridentine Umbria // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 2001. — No. 64. — P. 1–54.
  • 12. Cooper D. Recovering the Lost Rood Screens of Medieval and Renaissance Italy // The Art and Science of the Church Screen in Medieval Europe. Making. Meaning. Preserving / Eds. S. Bucklow, R. Marks, L. Wrapson. — New York: The Boydell Press, 2017. — P. 220–245.
  • 13. De Marchi A. “Cum dictum opus sit magnum”. Il documento pistoiese del 1274 e l’allestimento trionfale dei tramezzi in Umbria e Toscana fra Due e Trecento // Medioevo: imagine e memoria, atti del convengo di Parma (23–28 Settembre 2008) / A cura di A. C. Quintavalle. — Milano: Mondadori Electa, 2009. — P. 57–75.
  • 14. De Marchi A. Il “podiolus” e il “pergulum” di Santa Caterina a Treviso. Cronologia e funzione delle pitture murali in rapport allo sviluppo della fabbrica architettonica Medioevo: imagine e memoria, atti del convengo di Parma (23–28 Settembre 2008) / A cura di A. C. Quintavalle. — Milano: Mondadori Electa, 2009. — P. 385–407.
  • 15. Debby N. B.-A. The Santa Croce Pulpit in Context: Sermons, Art and Space // Artibus et Historiae. — 2008. — No. 57. — P. 75–93.
  • 16. Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier Templon or Iconostasis? // Journal of the British Archaeological Association. — 1981. — No. 34. — P. 1–28.
  • 17. Faupel-Drevs K. Bildraum als Kultraum? Symbolische und liturgische Raumgestaltung im “Rationale divinorum officiorum” des Durandus von Mende // Raum und Raumvorstellungen im Mittelalter / Hrsg. von J. A. Aersten, A. Speer. — Berlin: W. de Gruyter, 1998. — S. 665–684.
  • 18. Franco T. Sul “muricciolo” nella chiesa di Sant’Andrea di Sommacampagna “per il quale restavan divisi gli uomini dalle donne” // Hortus Artium Medievaliun. — 2008. — Vol. 14. — P. 181–192.
  • 19. Franco T. Attorno al “pontile che traversava la Chiesa”: spazio liturgico e scultura in Santa Anastasia // La Basilica di Santa Anastasia a Verona. Storia e restauro / A cura di P. Marini, C. Campanella. — Verona: Banco Popolare, Gruppo Bancario, 2011. — P. 33–49.
  • 20. Giurescu Heller E. Access to Salvation: The Place (and Space) of Women Patrons in Fourteenth- Сentury Florence // Women’s Space: Patronage, Place, and Gender in the Medieval Church / Eds. V. Chieffo Raguin, S. Stanbury. — Albany: SUNY Press, 2006. — P. 161–183.
  • 21. Hall M. B. The Ponte in S. Maria Novella. The Problem of the Rood Screen in Italy // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1974. — No. 37. — P. 157–173.
  • 22. Hall M. B. The Tramezzo in Santa Croce, Florence, Reconstructed // Art Bulletin. — 1974. — No. 56 (3). — P. 325–341.
  • 23. Hall M. B. The Tramezzo in the Italian Renaissance, Revisited // Thresholds of the Sacred. Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. S. E. J. Gerstel. — Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2007. — P. 215–234.
  • 24. Hueck I. Der Lettner der Unterkirche von San Francesco in Assisi // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1984. — Bd 28. — S. 173–202.
  • 25. Jung J. E. Seeing through the Screens: The Gothic Choir Enclosure as Frame // Thresholds of the Sacred. Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. S. E. J. Gerstel. — Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2007. — P. 185–214.
  • 26. Jung J. E. The Gothic Screen: Space, Sculpture, and Community in the Cathedral of France and Germany, ca. 1200–1400. — New York: Cambridge University Press, 2013. — 282 p.
  • 27. Kirchner-Doberer E. Die deutschen Lettner bis 1300. (Unveröffentlichte Dissertation). — Wien, 1946. — 243 S.
  • 28. La letteratura francescana. Vol. IV. Bonaventura. La Leggenda di Francesco / A cura di C. Leonardi. — Milano: Mondadori, 2013. — 472 p.
  • 29. Lloyd J. B. Medieval Dominican Architecture at Santa Sabina in Rome, c. 1219 — c. 1320 // Papers of the British School at Rome. — 2004. — No. 72. — P. 231–292.
  • 30. Lorenzoni G., Valenzano G. Pontile, jubé, tramezzo: alcune riflessioni sul tramezzo di Santa Corona a Viceza // Immagine e ideologia. Studi in onore di Arturo Carlo Quitavalle / A cura di A. Calzona, R. Campari, M. Mussini. — Milano: Mondadori Electa, 2007. — P. 313–317.
  • 31. Nova A. Tramezzi in Lombardia fra XV e XVI secolo: scene della Passione e devozione francescana // Il francescanesimo in Lombardia. Storia e arte. — Milano: Silvana, 1983. — P. 197–215.
  • 32. Palazzo E. A History of Liturgical Books. From the Beginning to the Thirteenth Century / Transl. M. Beaumont. — Collegeville: Pueblo Books, 1998. — 288 p.
  • 33. Piva P. “Lo spazio litrugico”: archittetura, arredo, iconografia (secoli IV–XII) // L’arte medieval nel contest (300–1300). Funzioni, iconogafia, tecniche / A cura di P. Piva. — Milano: Editoriale Jaca Book, 2006. — P. 141–181.
  • 34. Ploeg van der C. P. J. How Liturgical Is a Medieval Altarpiece? // Italian Panel Painting of the Duecento and Trecento / Ed. V. M. Schmidt. — New Haven; London: Yale University Press, 2002. — P. 102–121.
  • 35. Sauer J. Symbolik des Kirchengebäudes und seiner Ausstattung in der Auffassung des Mittelalters: mit Berücksichtigung von Honorius Augustodunensis, Sicardus und Durandus. — Freiburg im Breisgau: Herder, 1924. — 486 S.
  • 36. Schenkluhn W. Architektur der Bettelorden. Die Baukunst der Dominikaner und Franziskaner in Europa. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2000. — 296 S.
  • 37. Schofield R. V. “Tu es diaboli ianua”. Carlo Borromeo, misoginia e architettura // Lo spazio e il culto. Relazioni tra edificio ecclesiale e uso liturgico dal XV al XVII secolo / A cura di J. Stabenow. — Venezia: Marsilio, 2006. — P. 281–352.
  • 38. Sundt R. A. “Mediocres domos et humiles habeant fratres nostri:” Dominican Legislation on Architecture and Architectural Decoration in the 13th Century // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1987. — Vol. 46 (4). — P. 394–407.
  • 39. Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Office and Its Meaning for Today. — Collegeville: Liturgical Press, 1993. — 421 p.
  • 40. Taft R. The Decline of Communion in Byzantium and the Distancing of the Congregation from the Liturgical Action: Cause, Effect, or Neither? // Thresholds of the Sacred. Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. S. E. J. Gerstel. — Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2007. — P. 27–52.
  • 41. The Art and Science of the Church Screen in Medieval Europe. Making. Meaning. Preserving / Eds. S. Bucklow, R. Marks, L. Wrapson. — New York: The Boydell Press, 2017. — 310 p.
  • 42. Thresholds of the Sacred. Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West / Ed. S. E. J. Gerstel. — Washington, D. C.: Harvard University Press, 2006. — 252 p.
  • 43. Travi C. Antichi tramezzi in Lombardia: il caso di Sant’Eustorgio // Arte lombarda. — 2010. — Vol. 158. — P. 5–17.
  • 44. Ugonio P. Historia delle stationi di Roma che si celebrano al Quadragesima. — Roma: Appresso Bartholomeo Bonfadino, 1588. — 713 p.
  • 45. Van Dijk S. J. P., Walker J. H. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the 13th Century. — Westminster: Newman Press, 1960. — 586 p.
  • 46. Vogel C. Medieval Liturgy. An Introduction to the Sources / Transl. W. G. Storey, N. K. Rasmussen. — Washington, D. C.: Pastoral Press, 1986. — 443 p.
  • 47. Walter J. The Origins of Iconostasis // Eastern Churches Review. —1970–1971. — No. 3. — P. 251–267.
  • 48. Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea, and Ambo of Haghia Sophia // The Art Bulletin. — 1947. — No. 29. — P. 1–24.