Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-43
Заголовок От Ионического моря до Мааса: границы распространения традиции Генезиса лорда Коттона в западноевропейской иконографии Сотворения мира в VIII–XII веках
Автор email apojidaeva69@mail.ru
Сведения об авторе Пожидаева Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. НИУ «Высшая школа экономики». Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, строение 1, Москва, Российская Федерация, 105066. apojidaeva69@mail.ru
В рубрике Европейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa199-4-43
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 493503
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4, 7.046.3 Индекс ББК 63.3.7; 63.3(0) 4
Аннотация

Западнохристианская иконография Сотворения мира в VIII–XII вв. предоставляет возможность проследить логику распространения иконографической схемы полностью или частично на значительной территории. Самым «влиятельным» из раннехристианских протографов для Западной Европы становится Генезис лорда Коттона в виде цикла, целостной композиции или её отдельных элементов, способных интегрироваться в сцены со сходным сюжетом, принадлежащие к иной традиции, — например, памятники «римского типа» (фрески и миниатюра Рима и Лация) и не только. Так, фигуры ангелов, предстоящих Творцу, в каролингских и более поздних сценах Первого дня Творения и Сотворения Адама можно связать с персонификациями Дней Творения в Генезисе лорда Коттона. Недавно открытые фрески лангобардской школы VIII — начала IX в. в «Крипте Грехопадения» близ Матеры дают основание для датировки первых примеров такой миграции отдельного мотива каролингским периодом и отмечают южную границу ареала действия «коттоновского типа» в Западной Европе. Памятники Рейнско-Маасского региона, в том числе так называемый Верденский гомилиарий первой четверти XII в., определяют северную границу распространения данной традиции.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пожидаева А. В. От Ионического моря до Мааса: границы распространения традиции Генезиса лорда Коттона в западноевропейской иконографии Сотворения мира в VIII–XII веках // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 493–503. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-4-43
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Пожидаева А. В. «Сотворение мира». Раннехристианские традиции иконографии сюжета в западноевропейском искусстве // Искусствознание. —2007. — № 3–4. — С. 252–291.
  • 2. Alidori Battaglia L. Illustrazione e decorazione delle Bibbie atlantiche toscane // Les Bibles atlantiques. Le manuscrit biblique à l’époque de la réforme de l’église du XIe siècle. — Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 2016. — P. 109–128.
  • 3. Bertelli G. Il ciclo pittorico della grotta // La grotta del Peccato Originale a Matera. La gravina, la grotta, gli affreschi, la cultura materiale. — Bari: Adda Editore, 2013. — Р. 67–126.
  • 4. Caprara R. Tradizione longobarda nella pittura della chiesa rupestre del Peccato Originale a Matera // Cosenza, IV convegno nazionale su “Le presenze longobarde nelle regioni d’Italia”. — Cosenza, Museo dei Bretti e degli Enotri, 2013. — Р. 1–16.
  • 5. D’Alverny M.-T. Les Anges et les Jours(1) // Cahiers Archeologiques. — 1957. — IX. — Р. 271–300.
  • 6. Deuschler F. Der Ingeborg Psalter. — Berlin: de Gruyter, 1985. — 218 S.
  • 7. Heimann A. The Six Days of Creation in a XII-Century Manuscript // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1938. — No. I. — P. 269–275.
  • 8. Kessler H. L. An Eleventh-Century Ivory Plaque from South Italy and the Cassinese Revival // Jahrbuch der Berliner Museen. —1966. — 8. — No. 1. — Р. 67–95.
  • 9. Kessler H. L. Hic homo formatur. The Genesis Frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin LIII. — 1971. — Р. 143–160.
  • 10. Orofino G. Bibbie atlantiche. Struttura del testo e del racconto nel Libro ‘riformato’ // Medioevo: Immagine e racconto, Atti del IV Convegno Internazionale di studi / a cura di A. C. Quintavalle. — Milano: Electa, 2004. — Р. 253–264.
  • 11. Orofino G. La decorazione delle Bibbie atlantiche tra Lazio e Toscana nella prima metà del XII secolo // Roma e la Riforma Gregoriana. Tradizioni e innovazioni artistiche (XI–XII sec.) / a cura di S. Romano, J. Enckell Juillard. — Roma: Viella, 2007. — Р. 357–379.
  • 12. Pace V. Una bibbia in avorio. Arte mediterranea nella Salerno dell’XI secolo. — Milano: Itaca, 2016. — 208 p.
  • 13. Pozhidaeva A. A propos de la variété des sources iconographiques des Jours de la Création au XII siècle en Europe Occidentale: tentative de reconstruction d’un modèle perdu // Models in the Art of the Middle Ages (12th–15th Centuries). — Brugge: Brepols Publishers, 2018. — P. 99–108.
  • 14. Rizzi M. P. Chiese rupestri a Matera. — Vatican: Libreria Editrice Vaticana, 2015. — 120 p.
  • 15. Togni N. Italian Giant Bibles: The Circulation and the Use of The Book in the Time of the Ecclesiastical Reform of the XI and XII Centuries // Wrighting Europe: 500–1450. Texts and Contexts. — Cambridge: Boydell & Brewer, 2015. — Р. 59–82.
  • 16. Weitzmann K., Bernabò M. The Byzantine Octateuchs. — Princeton: Princeton University Press, 1999. — 2 vols. — 404 p.
  • 17. Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis: (British Library Codex Cotton Otho B VI). — Princeton: Princeton University Press, 1986. — 250 p.
  • 18. Zahlten J. Creatio mundi. Darstellungen der sechs Schopfungtage und naturwissenschaftliches Weilbild im Mittelalter. — Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. — 347 S.