Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-66
Заголовок От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох
Автор email emkarlova@yandex.ru
Сведения об авторе Карлова Евгения Михайловна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Центральной Азии. Государственный музей Востока, Никитский бульвар, д. 12 А, Москва, Российская Федерация, 119019. emkarlova@yandex.ru
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-66
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 748758
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(34) Индекс ББК 85.153(3)
Аннотация

Индийская народная печатная картина до сих пор мало привлекала внимание отечественных исследователей, хотя она представлена в собраниях Государственного музея истории религии, ГМИИ им. Пушкина, ГТГ. Государственный музей Востока недавно обрёл небольшой альбом калькуттских хромолитографий, история которого весьма показательна. Изначально он хранился восновном собрании музея, однако позже был перемещён в хранилище библиотеки — его художественные качества были оценены как недостойные музейного собрания. Сейчас, когда изучение народного, «популярного» искусства становится все актуальнее, необходимо дать новую оценку эстетике этих вещей. При этом необходимо основываться в том числе на социально-историческом контексте, в котором были созданы хромолитографии.

Калькутта представляет собой уникальный для Индии XIX в. художественный центр, где сформировалась синтетическая культура, отражающая как исконно индийскую, так и колониальную эстетику. Непродолжительная, но яркая история бытования народной картины Калькутты — калигхата, ксилографий баттала и затем хромолитографий, подготовила почву для сложения своеобразнойсовременной популярной культуры этой страны. Эволюция художественных приёмов и иконографии в калькуттских хромолитографиях в некоторой степени даёт возможность проследить и эволюцию национального самосознания индийских художников.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Карлова Е. М. От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 748–758. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-66
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Карлова Е. М. Современные боги Калькутты // Научные сообщения Государственного музея Востока. — 2016. — Вып. XXVII. — C. 294–312.
  • 2. Коллекция индийских хромолитографий из собрания И. П. Ювачёва: альбом-каталог / Авт.-сост. Е. В. Столярова. — СПб: Государственный музей истории религии, 2018. — 86 с.
  • 3. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 1–5. — СПб: Тип. Акад. наук, 1881. — 640 c.
  • 4. Шугуров П. Е. Проблемы терминологии в области городского искусства // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–3. — С. 261–263.
  • 5. Chatterjee R. Ravi Varma // Modern Review. — 1907. —Vol. 1. — No. 1 — P. 84–90.
  • 6. David R. Gods in Print. Masterpieces of India’s Mythological Art. — San Rafael: Mandala Publishing, 2012. — 226 p.
  • 7. Davis R. H. Picturing the Nation: Iconographies of Modern India. — New Delhi: Orient Longman, 2007. — 274 p.
  • 8. Empire and Art: British India / Ed. R. Dohmen. — Manchester: Manchester University Press, 2017. — 200 p.
  • 9. Guha-Thakurta T. Westernization and Tradition in South Indian Painting in the Nineteenth Century: The Case of Raja Ravi Varma (1848–1906) // Studies in History. — 1986. — Vol. 2. — No. 2. — P. 165–98.
  • 10. Guha-Thakurta T. The Making of a New “Indian” Art: Artists, Aesthetics and Nationalism in Bengal, c. 1850–1920. — Cambridge: The Open University, 1992. — 352 p.
  • 11. Jain K. Gods in the Bazaar. The Economies of Indian Calendar Art. — Durham: Duke University Press, 2007. — 434 p.
  • 12. Mahadevan S. A Very Old Machine: The Many Origins of the Cinema in India. — Albany: SUNY Press, 2015. — 256 p.
  • 13. McCutchion D., Bhaumika S. Patuas and Patua Art in Bengal. — Calcutta: Firma KLM, 1999. — 172 p.
  • 14. Rajendralal Mitra L. The Antiquities of Orissa. — Calcutta: Firma KLM, 1961. — 600 p.
  • 15. Sarkar N., Paul A. Woodcut Prints of Nineteenth Century Calcutta. — Calcutta: Seagull Books, 1983. — 128 p.