Заголовок | От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох | ||||||||
Автор | Карлова Е. М. | emkarlova@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Карлова Евгения Михайловна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Центральной Азии. Государственный музей Востока, Никитский бульвар, д. 12 А, Москва, Российская Федерация, 119019. emkarlova@yandex.ru | ||||||||
В рубрике | Искусство Востока | DOI | 10.18688/aa199-6-66 | ||||||
Год | 2019 | Номер сборника | 9 | Страницы | 748–758 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.032(34) | Индекс ББК | 85.153(3) | ||||
Аннотация |
Индийская народная печатная картина до сих пор мало привлекала внимание отечественных исследователей, хотя она представлена в собраниях Государственного музея истории религии, ГМИИ им. Пушкина, ГТГ. Государственный музей Востока недавно обрёл небольшой альбом калькуттских хромолитографий, история которого весьма показательна. Изначально он хранился восновном собрании музея, однако позже был перемещён в хранилище библиотеки — его художественные качества были оценены как недостойные музейного собрания. Сейчас, когда изучение народного, «популярного» искусства становится все актуальнее, необходимо дать новую оценку эстетике этих вещей. При этом необходимо основываться в том числе на социально-историческом контексте, в котором были созданы хромолитографии. Калькутта представляет собой уникальный для Индии XIX в. художественный центр, где сформировалась синтетическая культура, отражающая как исконно индийскую, так и колониальную эстетику. Непродолжительная, но яркая история бытования народной картины Калькутты — калигхата, ксилографий баттала и затем хромолитографий, подготовила почву для сложения своеобразнойсовременной популярной культуры этой страны. Эволюция художественных приёмов и иконографии в калькуттских хромолитографиях в некоторой степени даёт возможность проследить и эволюцию национального самосознания индийских художников. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Карлова Е. М. От народного к профессиональному: искусство Бенгалии на стыке эпох // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 748–758. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-66 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|