Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-65
Заголовок Сталактитовые формы в архитектуре средневекового Крыма
Автор email kir.vlad33@gmail.com
Сведения об авторе Кирилко Владимир Петрович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Институт археологии Крыма РАН, пр. Академика В. И. Вернадского, д. 2, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295007. kir.vlad33@gmail.com
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-65
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 737747
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033+72.04(477.75)”13/17” Индекс ББК 85.1
Аннотация

Архитектурно-конструктивные детали в виде сталактитов являются одним из самых выразительных декоративных элементов в зодчестве средневекового Крыма. На территории полуострова они использовались практически повсеместно, известны на памятниках, принадлежавших различным конфессиям и этническим группам, имели разнообразное назначение. Самые ранние крымские постройки с подобными элементами, время возведения которых точно известно, датируются XIV в.Они представлены такими яркими сооружениями, как портал, михраб и минарет мечети Узбека в Солхате (1314 г.), портал медресе Инджибей-хатун там же (1332/33 г.), портал и михраб мечети в Шейх-Кой (1358 г.). Объекты являются выдающимися произведениями, выполнены пришлыми мастерами. Их архитектоника и стилевые особенности свидетельствуют о перенесении на территорию Крыма строительных традиций, сложившихся на территории Малой Азии в период сельджукских эмиратов.После 1475 г. сталактитовые детали крымских памятников постепенно начинают приобретать формы, характерные для османского зодчества. При этом востребованными остаются уцелевшие конструкции XIV в., получившие новую жизнь при вторичном использовании в ряде мечетей XVI–XVII вв. Внешние михрабы Джума-Джами в Гёзлёве, построенной в 1552 г. по проекту главного зодчего Порты Ходжи Синана, являются реминисценцией классических образцов сельджукского времени. Сталактитовый свод портала дюрбе Хаджи Гирея (1501 г.) в Салачике имеет архитектонику, которая, вероятно, берёт своё начало в анатолийской деревянной архитектуре. Конструкция представляет собой аллюзию на античные ордерные формы. Наиболее поздние крымские средневековые строения с архитектурными и декоративными деталями в виде сталактитов могут быть отнесены к XVIII в. Среди них особо выделяется главный михраб мечети в с. Пионерское, конструкция свода которого во многих местах имитирована посредством использования объёмного геометрического орнамента коврового типа.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кирилко В. П. Сталактитовые формы в архитектуре средневекового Крыма // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 737–747. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-65
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Айбабина Е. А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV–XVIII вв. — Симферополь: СОНАТ, 2001. — 280 с.
  • 2. Байбуртский А. М., Тимиргазин А. Д. Армянские древности горных массивов Святого Креста и Мачук в Восточном Крыму. — Симферополь: ЧП «Предприятие Феникс», 2008. — 180 с.
  • 3. Башкиров А. С. Сельджукизм в древнем татарском искусстве // Крым. — 1926. — № 2. — С. 108–125.
  • 4. Бочаров С. Г., Кирилко В. П. Исторические и архитектурные метаморфозы Шейх-Коя // STRATUM plus. — 2016. — № 6. — С. 371–392.
  • 5. Засыпкин Б. Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым. — 1927. — № 2 (4). — С. 113–168.
  • 6. Кирилко В. П. Крепостной ансамбль Фуны (1423–1475 гг.). — Киев: ИД «Стилос», 2005. — 269 с.
  • 7. Кирилко В. П. Солхатское медресе // STRATUM plus. — 2011. — № 6. — С. 125–210.
  • 8. Кирилко В. П. Мечеть в Эски-Сарае (Пионерское) // STRATUM plus. — 2012. — № 6. — С. 261–297.
  • 9. Кирилко В. П. Портал крымской мечети Узбека // STRATUM plus. — 2015. — № 6. — С. 253–274.
  • 10. Кирилко В. П. Строительная периодизация т.н. мечети Узбека в Старом Крыму // Генуэзская Газария и Золотая Орда / Отв. ред. С. Г. Бочаров, А. Г. Ситдиков. — Кишинёв: Stratum Plus, 2015. — С. 509–558.
  • 11. Кирилко В. П. Архитектура Золотоордынского Крыма // МИРАС — НАСЛЕДИЕ. Том 1. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах: в 3 т. / Сост. и отв. ред. C. Г. Бочаров, А. Г. Ситдиков. — Казань: ООО «Астер Плюс», 2016. — С. 420–297.
  • 12. Кирилко В. П. Михраб мечети в Шейх-Кой // Поволжская археология. — 2016. — № 2 (16). — С. 138–150.
  • 13. Кирилко В. П. Сполии в архитектуре Крымского ханства // Материалы Конгресса исламской археологии России и стран СНГ / Отв. ред. Х. М. Абдуллин, А. Г Ситдиков . — Казань: Институт археологии АН РТ, 2016. — С. 160–170.
  • 14. Кирилко В. П. Архитектура мечетей османского города Кефе (по материалам письменных и графических источников // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — 2018. — Вып. 10 — С. 222–241.
  • 15. Кирилко В. П. Сталактитовые формы в архитектуре средневекового Крыма // Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018: тезисы докладов / Ред. С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова, А. В. Захарова. — СПб.: НП-Принт, 2018. — С. 728–731.
  • 16. Крамаровский М. Г. Анатолийская диаспора и городская культура Солхата // Исторические, культурные, межнациональные и религиозные связи Крыма с Сирией и государствами Ближнего Востока / Сост. А. Д Васильев, Н. В. Гинькут, В. В. Лебединский. — М.: ИВ РАН, 2017. — С. 58–61.
  • 17. Крамаровский М. Г. Золотоордынский город Солхат-Крым. К проблеме формирования городской культуры (новые материалы) // Татарская археология. — 1997. — № 1. — С. 101–106.
  • 18. МИРАС — НАСЛЕДИЕ. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах: в 3 т. Т. 2. / Сост. и отв. ред. C. Г. Бочаров, А. Г. Ситдиков. — Казань: ООО «Астер Плюс», 2016. — 572 с.
  • 19. МИРАС — НАСЛЕДИЕ. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах: в 3 т. Т. 3 / Сост. и отв. ред. C. Г. Бочаров, А. Г. Ситдиков. — Казань: ООО «Астер Плюс», 2016. — 720 с.
  • 20. Саргcян Т. Э., Петросян М. В. Крым: Монастырь Сурб-Хач. — Симферополь: ЧП «Предприятие Феникс», 2008. — 144 с.
  • 21. Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Т. 1. Бахчисарай / Ред.- сост. Ш. С. Сейтумеров — Симферополь: ООО «Форма», 2016. — 168 с.
  • 22. Эрнст Н. Л. Бахчисарайский ханский дворец и архитектор вел. кн. Ивана III фрязин Алевиз Новый // ИТОИАЭ. — 1928. — Т. II (59). — С. 39–54.
  • 23. Якобсон А. Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму // ВВ. — 1956. — Т. VIII. — С. 166–191.
  • 24. Goodwin G. A History of Ottoman Architecture. — London: Thames and Hudson, 1992. — 511 p.
  • 25. Hayes K. The Wooden Hypostyle Mosques of Anatolia: Mosque and State-Building Under Mongol Suzerainty. A Thesis Submitted to the Graduate School of Social Sciences of Middle East Technical University, Ankara, Turkey. 2010. URL: https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12612251/index.pdf (дата обращения: 14.01.2019).
  • 26. Senalp H. S. The Evolution of Ottoman Muqarnas. Dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts in History of Art at School of Oriental and African Studies, University of London, 17.09.2012. URL: http://www.hassa.com/sites/default/files/dosyalar/makale/the_evolution_of_ottoman_muqarnas_-_osmanli_mukarnasinin_gelisimi.pdf (дата обращения: 02.01.2019).
  • 27. Takahashi Sh. s. a. Muqarnas: A Three-Dimentional Decoration of Islam Architecture. URL: http://www.tamabi.ac.jp/idd/shiro/muqarnas/data/balkan.htm#UKRAINE (дата обращения: 02.01.2019).