Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-64
Заголовок |
Рагамала: явление и проблемы интерпретации (на примере первых известных изображений раг) |
Автор |
Бабин А. Н. |
email |
babin.edu@gmail.com |
Сведения об авторе |
Бабин Александр Николаевич — аспирант. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009; старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Старая Басманная ул., д. 21, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 105066. babin.edu@gmail.com |
В рубрике |
Искусство Востока |
DOI | 10.18688/aa199-6-64 |
Год |
2019 |
Номер сборника |
9 |
Страницы |
726–736 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.032(34) + 75.056 |
Индекс ББК |
85.103(3) + 85.14 + 85.313(3) |
Аннотация |
Статья посвящена феномену рагамала, уникальному виду индийского искусства, связывающему музыку, поэзию и живопись. История его изучения насчитывает уже более столетия, однако многие аспекты ещё не исследованы в достаточной мере. Так, хотя некоторые образцы его первого известного проявления в живописи Индии второй половины XV в. и стали хрестоматийными для литературы, посвящённой рагамала, за пределами внимания исследователей обычно оставались контексты их возникновения. Они довольно сильно отличаются от тех, которые дали жизнь последующей традиции XVI–XIX вв., и их изучение существенно проясняет комплексный характер феномена в целом. Наиболее ранние известные изображения раг встречаются на полях манускрипта «Кальпа-сутры», канонического текста джайнизма. Несмотря на своё периферийное положение в структуре памятника, они представляют собой организованную систему, параллельную основному тексту, и играют в манускрипте определённую роль. В статье рассмотрены обстоятельства, повлиявшие на форму и на сам факт появления раг на листах рукописи и источники их иконографии, а также предложена интерпретация их образов, основанная на сравнении с типологически сходными изображениями на памятниках западно-индийской живописи того же периода. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Бабин А. Н. Рагамала: явление и проблемы интерпретации (на примере первых известных изображений раг) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 726–736. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-64
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Воробьёва Д. Н. Небесные музыканты в индийской скульптуре V–X веков (на материале пещерных храмов Махараштры) // Научный вестник Московской консерватории. — 2013. — № 4. — С. 90–121.
- 2. Воробьёва Д. Н. Кайласанатха и Чхота Кайласа в Эллоре. Проблема реплики в индийской архитектуре // Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока: сборник статей / под ред. П. А. Куценкова, М. А. Чегодаева. — М.: ГИИ, 2014. — С. 126–139.
- 3. Воробьёва Д. Н. Небесные музыканты киннары в скульптуре и литературе Индии // Mitrasampradānam: сборник научных статей к 75-летию Я. В. Василькова / под ред. М. Ф. Альбедиль, Н. А. Янчевской. — СПб.: МАЭ РАН, 2018. — С. 336–350.
- 4. Железнова H. A. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: историко-философские очерки. — М.: Вост. лит., 2012. — 431 с.
- 5. Коротчикова П. В. Ананда К. Кумарасвами (1877–1947) как историк и теоретик искусства: дис… канд. иск. — М., 2016. — 230 с.
- 6. Морозова Т. Е. Рага в музыке Хиндустани. Современный период. — М.: Икар, 2003. — 444 с.
- 7. Новикова Н. А. «Небесный узор» вэнь и его роль в пластической системе китайского изобразительного искусства // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2015. — No. 4 (145). — С. 8–20.
- 8. Новикова Н. А. «Чарующие звуки Дхармы» в буддийском изобразительном искусстве // Буддизм Ваджраяны в России: Традиции и новации: коллективная монография / отв. ред. А. М. Алексеев-Апраксин. — М.: Алмазный путь, 2016. — С. 387–395.
- 9. Aitken M. E. The Laud Rāgamālā Album, Bikaner, and the Sociability of Subimperial Painting // Archives of Asian Art. — 2013. — Vol. 63. — No. 1. — P. 27–58.
- 10. Balbir N. Is a Manuscript an Object or a Living Being? Jain Views on the Life and Use of Sacred Texts // The Death of Sacred Texts. Ritual, Disposal and Renovation of Texts in World Religions / Ed. K. Myrvold. — Burlington: Ashgate, 2010. — P. 108–124.
- 11. Capwell C. A Ragamala for Empress // Ethnomusicology. — 2002. — Vol. 46. — No. 2. — P. 197–225.
- 12. Chandra M., Khandalavala K. New Documents of Indian Painting — A Reappraisal. — Bombay: Prince of Wales museum, 1969. — 162 p.
- 13. Cort J. E. Śvetāmbar Mūrtipūjak Jain Scripture in a Performative Context // Texts in Context: Traditional Hermeneutics in South Asia / Ed. J. R. Timm. — New York: State University of New York, 1992. — P. 171–195.
- 14. Dallapiccola A. L., Glynn C., Skelton R. Ragamala Paintings from India. From the Claudio Moscatelli Collection. — London: Dulwich Picture Gallery, 2011. — 96 p.
- 15. Doshi S. Manuscript Tradition // Marg. — 1983. — Vol. 36. — No. 3. — P. 25–30.
- 16. Ebeling K. Ragamala Painting. — New Delhi: Ravi Kumar, 1973. — 305 p.
- 17. Gude T. B. Between Music and History: Ragamala Paintings and European Collectors in Late Eighteenth-Century Northern India (Ph. D. Dissertation). — Los Angeles, 2009. — 305 p.
- 18. Lath M. Music in the Thanamga Sutra // Jain Thought and Culture / Ed. G. C. Pande. — Jaipur, University of Rajasthan. — 1979, P. 148–171.
- 19. Miner A. The Sangitopanisatsaroddhara: A Fourteenth-Century Text on Music from Western India (Ph. D. Dissertation). — Philadelphia, 1994. — 426 p.
- 20. Miner A. Raga in the Early Sixteenth Century // Tellings and Texts. Music, Literature and Performance in North India / Ed. F. Orsini, K. Butler Schofield. — Cambridge: Open Book Publishers, 2015. — P. 385–406.
- 21. Nawab R. S., Nawab S. M. Jaina paintings. Vol. II. — Ahmedabad: S. M. Nawab Publ., 1985. — 169 p.
- 22. Nijenhuis E. A History of Indian Literature. Vol. VI: Indian Musicological Literature. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1977. — 51 p.
- 23. Pal P. Indian Painting: A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection. Vol. I: 1000–1700. — Los Angeles: Los Angeles County Museum, 1993. — 384 p.
- 24. Powers H. Illustrated Inventories of Indian Ragamala Painting // Journal of the American Oriental Society. — 1980. — Vol. 100. — No. 4. — P. 473–493.
- 25. Qvarnström O. Jain Tantra: Divinatory and Meditative Practices in the 12th Century Yogashastra of Hemacandra // Tantra in Practice / Ed. D. G. White. — Princeton: Princeton University Press, 2000. — P. 595–604.
|