Заголовок | Маравиджайя Будды и образ Паршванатхи. Параллелизм буддийской и джайнской иконографии в скульптуре Индии | ||||||||
Автор | Воробьева Д. Н. | darya_vorobyeva@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Воробьева Дарья Николаевна — кандидат искусствоведения, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Старая Басманная ул., д. 21/4, Москва, Российская Федерация, 105066; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. darya_vorobyeva@mail.ru | ||||||||
В рубрике | Искусство Востока | DOI | 10.18688/aa199-6-63 | ||||||
Год | 2019 | Номер сборника | 9 | Страницы | 716–725 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.032(34); 7.046.3 | Индекс ББК | 85.133(3) | ||||
Аннотация |
В статье речь идёт о проблеме появления схожих композиционных схем в искусстве разных конфессий Древней Индии и причинах их возникновения на примере двух иконографий — Будды, побеждающего демона Мару и сцены искушения Паршванатхи демоном Мегхмалем. Отправной точкой исследования послужили два рельефа из пещерных храмов, являющихся важнейшими памятниками буддийского и джайнского наследия — из буддийского № 26 в Аджанте и джайнского № 32 в Эллоре. Храмы создавались в разное время, разными династиями, поэтому рельефы относятся к V и к IX вв., то есть правлению династий Вакатака и Раштракута. Тем не менее, поскольку они расположены недалеко друг от друга (поблизости от города Аурангабад, штата Махараштра, в горах Западные Гхаты), влияние стиля скульптуры Аджанты на Эллору не оставляет сомнений и их относят к одной школе. В основе этих двух рельефов лежит центрическая композиция, в которой крупная фигура объекта почитания окружена прабхамандалой из персонажей гораздо меньшего масштаба. Такая иконографическая схема достаточно широко распространена в индийском религиозном искусстве, однако, в отличие от большинства прабхамандал, состоящих из почитающих, в этих рельефах окружающие существа носят явно враждебный характер по отношению к объекту поклонения. Важной особенностью разбираемых в статье композиций является наличие в них фигур музыкантов, играющих на разных инструментах. Значению этих изображений уделено особое внимание. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Воробьева Д. Н. Маравиджайя Будды и образ Паршванатхи. Параллелизм буддийской и джайнской иконографии в скульптуре Индии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 716–725. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-63 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|