Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-41
Заголовок Программные основы первоначальной фресковой декорации северо-западного помещения Владычной палаты (кельи Иоанна) в Новгородском кремле
Автор email tsarturie@yahoo.com
Сведения об авторе Царевская Татьяна Юрьевна — доктор искусствоведения, старший научный сотрудник. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. tsarturie@yahoo.com
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa199-3-41
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 472483
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.033.2.(471). Индекс ББК 85.14
Аннотация

Сохранившиеся участки первоначальной стенописи Владычной палаты служат отправной точкой для понимания идей и образов, которые вдохновляли новгородских архиепископов в переломную эпоху истории Великого Новгорода. Эти изображения окружали происходивший в палате церемониал приготовлений к архиерейскому богослужению, завершавшийся торжественным выходом в кафедральный собор. Соответственно, состав и идейное содержание росписей могут пролить свет на назначение и характер различных помещений этого архитектурного комплекса. В статье рассматриваются элементы декорации «кельи архиепископа Иоанна», откуда, вероятно, и начинался выход архиерея в собор на литургию.

О сакральной значимости этой комнаты свидетельствует изображение двух архангелов, осеняющих входной портал, что сближает эту зону с декорацией входных храмовых пространств. О функциональном назначении этого помещения, служившего, по всей вероятности, личной молельней архиепископа, свидетельствуют сохранившиеся части стенописи в нишах на восточной стене — фреска «София Премудрость Божия» и фрагмент фрески с изображением сложной архитектурной кулисы. Исследование показывает, что наиболее вероятна принадлежность этого фрагмента композиции «Распятие», тематически связанной с образом Софии Премудрости. Иконография фрески «София Премудрость Божия» принадлежит к раннему типу, предваряющему появление храмовой иконы Софийского собора и, по-видимому, сформировавшемуся вне Новгорода.

В XVI в., в период общерусской канонизации, предпринятой митрополитом Макарием, а возможно, и несколько раньше, эти росписи были дополнены изображениями святых новгородских владык Никиты, Иоанна и Евфимия, став частью обновлённой репрезентативно-мемориальной программы декорации кельи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Царевская Т. Ю. Программные основы первоначальной фресковой декорации северо-западного помещения Владычной палаты (кельи Иоанна) в Новгородском кремле // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 472–483. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-41
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Новые материалы к истории новгородского Владычного двора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 2009. — С. 141–157.
  • 2. Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV–XV вв. Новые данные и перспективы изучения // Новгородский исторический сборник. — 2015. —Вып. 15 (25). — С. 45–57.
  • 3. Брюсова В. Г. О времени освящения Новгородской Софии // Культура средневековой Руси: [Сб. ст., посв. 70-летию М. К. Каргера] / АН СССР. Ин-т археологии / Отв. ред. А. Н. Кирпичников, П. А. Раппопорт. — Л.: Наука, 1974. — С. 111–114.
  • 4. Быкова М. А. Кат. 52–71. Двусторонние иконы-святцы // Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006. — С. 168–243.
  • 5. Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. — М.: Искусство, 1989. — 344 с.
  • 6. Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII — первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. Август — сентябрь 1991 г. / Отв. ред. Л. И. Лифшиц. — М.: Изд-во Гос. музеев Московского Кремля, 1991. — 292 с.
  • 7. Геров Г. Произход на иконографията и смисъл на един образ — архангел Михаил като воин до входа на православния храм // Laudator Temporis Acti. Studia in memoriam Ioannis A. Božilov. Vol. II: Ius, Imperium, Potestas, Litterae, Ars et Archaeologia / curavit I. A. Biliarsky. — Sofia: Gutenberg, 2018. — С. 456–481.
  • 8. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. — М.: Университетская типография, 1899. — 270 с.
  • 9. Гордиенко Э. А. Владычная палата Новгородского Кремля. — Л.: Лениздат, 1991. — 107 с.
  • 10. ГРМ. Каталог собрания копий древнерусских стенных росписей / Сост. В. Ф. Шувалова. — Л.: Лениздат, 1948. — 46 c.
  • 11. Гусев П. Иоанновский корпус новгородского владычного двора как памятник искусства // Труды XV Археологического съезда в Новгороде. 1911. — М.: Синодальная типография, 1914. — Т. I. — С. 224–229.
  • 12. Калугина И. В., Яковлев Д. Е., Рузаева Е. И. Архитектура Владычной палаты Новгородского кремля по материалам исследований 2006–2008 годов // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. — 2008. — Вып. 3. — С. 140–178.
  • 13. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. — М.: Искусство, 1987. — 528 с.
  • 14. Лифшиц Л. И. София Премудрость Божия в русской иконописи // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России. Каталог выставки. — М.: Радуница, 2000. — 381 с.
  • 15. Лихачёв Д. С., Лаурина В. К., Пушкарёв В. А. Новгородская икона XII–XVII веков. Альбом. — Л.: Аврора, 1983. — 342 с.
  • 16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. — Т. 3. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 720 c.
  • 17. Передольский В. С. Новгородские древности. Записки для местных изысканий. — Новгород: Губ. тип., 1898. — 732 с.
  • 18. Псковская и Софийская летописи // Полное собрание русских летописей. — Т. 5. — СПб: Типография Эдуарда Праца, 1851. — 275 с.
  • 19. Порфиридов Н. Г. Декоративная живопись новгородской Грановитой палаты // Новгородский исторический сборник. — 1939. — Вып. 5. — С. 48–52.
  • 20. Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной палаты Новгородского кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ в 2006–2007 годах // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. —2008. — Вып. 3. — С. 119–139.
  • 21. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринтное здание в 3-х томах. — Т. II. Ч. 1, 2. — М.: Книга, 1989. — 1802 стб.
  • 22. Стерлигова И. А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси // Иерусалим в русской культуре. — М.: Наука, 1994. — С. 46–58.
  • 23. Царевская Т. Ю. О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. — 2008. — Вып. 3. — С. 61–75.
  • 24. Царевская Т. Ю. Кат. 45. София Премудрость Божия // Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI века. — М.: Северный паломник, 2008. — С. 340–346.
  • 25. Щенникова Л. А. Кат. 18. София Премудрость Божия; Распятие // Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. Каталог выставки. — М.: Изд. дом Максима Светланова, 2003. — С. 114–116.
  • 26. Ядрышников В. А. Проблемы датировки и функционального назначения новгородской Грановитой палаты // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. — 2008. — Вып. 3. — С. 92–112.
  • 27. Яковлев Д. Е. Владычная палата новгородского Кремля. Реконструкция первоначального облика(по материалам исследований 2006–2007 гг.) // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2008. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 2008. — С. 160–174.
  • 28. Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции / Под ред. Г. В. Попова. — М.: Наука, 1977. — С. 388–404.
  • 29. Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода // Средневековая Русь. — М.: Наука, 1976. — С. 108–117.
  • 30. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М.: Языки славянских культур, 2008. — 398 с.
  • 31. Kriza Á Depicting Orthodoxy: The Novgorod Sophia Icon Reconsidered. Ph. D. thesis. — University of Cambridge, 2017. — 212 p. URL: https://www.academia.edu/36632389/ (дата обращения: 01.09. 2017).
  • 32. Lifšiz L. Die Ikone “Sophia — Weisheit Gottes” aus der Sammlung der Museen des Moskauer Kreml’. Zur Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenannten “Novgoroder” ikonographischen Typs // “Die Weisheit baute ihr Haus”: Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen / Hrs. von K. Ch. Felmy, E. Haustein-Bartsch. — München: Deutscher Kunstvlg, 1999. — S. 29–42.