Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-40
Заголовок Икона Ветхозаветной Троицы с деяниями из Успенского собора Тихвинского монастыря: проблемы датировки и интерпретации
Автор email shalina_irina@mail.ru
Сведения об авторе Шалина Ирина Александровна — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства. Государственный Русский музей. Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. shalina_irina@mail.ru
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa199-3-40
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 458471
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.033.2.94(47).043.246.3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Сложение иллюстративных циклов «хождения» Троицы принято связывать с серединой XVI в., когда после пожара Московского Кремля (1547) для царского Благовещенского соборапсковичам и новгородцам были заказаны новые иконы. Содержание клейм нового образа Ветхозаветной Троицы стало одной из центральных тем «дела дьяка Висковатого» и последовавшего за нимсоборного разбирательства (1553–1554). «Сомнение и возмущение» Ивана Висковатого вызвало изображение Христа в ангельском образе, с восьмиугольным «софийным» нимбом Премудрости, Второго Лица Троицы до воплощения. Висковатый увидел в этом соблазн полагать, что Господь воспринял ангельскую природу, как и человеческую. Икона Благовещенского собора не сохранилась, но, как считается, её повторяли все известные «Троицы в деяниях» середины — второй половины XVI в. Традиционно в их числе рассматривают и икону из Тихвина в собрании ГТГ, окружённую 24 клеймами, иллюстрирующими, однако, не только Книгу Бытия и «хождение» трёх ангелов, но и житие Богородицы, евангельские сцены и Акафист.

Между тем уникальное иконографическое решение и яркие особенности стиля позволяют нетолько связывать произведение с деятельностью псковских мастеров, но и считать его древнейшим среди подобных изображений. Сохранение объёмной пластики фигур, мягкое личное письмо, пропорции персонажей, колорит и обильное использование ассиста заставляют рассматривать икону в контексте искусства начала — первой четверти XVI столетия. Образ следует направлению в живописи Пскова, представленному такими памятниками, как «Огненное восхождение пророка Илии» (ГИМ) или «Троица Ветхозаветная» (ГТГ), но отличается сдержанной палитрой и почти полным отсутствием орнаментальности.

Как средник иконы, так и «деяния» на полях представляют собой уникальные изводы, известные только в Пскове. Оригинальная интерпретация темы вполне объяснима, учитывая посвящение псковского Троицкого собора, подразумевающее длительную историю становления и развития храмовой иконографии. Сцены на полях тематически разделяются на две части. Большая из них (1–14-е клейма) посвящена рассказу Книги Бытия, а меньшая — евангельским событиям и песнопениям Акафиста. Надо думать, что столь необычное объединение сюжетов, окружающих изображение Святой Троицы, с конца XV в. сложилось именно во Пскове. Крайние боковые клейма нижнего ряда с изображением Софии Премудрости Божией и Успения соответствуют посвящению входившего в Новгородскую епархию Успенского собора Тихвинского монастыря, откуда происходит икона. Это даёт повод думать о её исполнении ко дню освящения нового храма в 1515 г.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шалина И. А. Икона Ветхозаветной Троицы с деяниями из Успенского собора Тихвинского монастыря: проблемы датировки и интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 458–471. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-40
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею императорской Академии наук. — Т. 1. — СПб.: Типография II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. — 551 с.
  • 2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х тт. — Т. 2. — М.: Искусство, 1963. — 570 с.
  • 3. Вилинбахова Т. Б. Икона XVI века «Троица в деяниях» и её литературная основа // Труды отдела древнерусской литературы / Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Т. XXXVIII: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1985. — С. 126–137.
  • 4. Вилинбахова Т. Б. Святая Живоначальная Троица с деяниями. — М.: Гранд-Холдинг, 2009. — 68 с.
  • 5. Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря. Каталог-альбом. — М.: Сканрус, 2003. — 440 с., 348 илл.
  • 6. Лифшиц Л., Осташенко Е. Тайна Боговоплощения в иконе XII–XVII веков. С нами Бог. В преддверии 200-летия Христианства / Книга-календарь 2000. — Минск; Милан, Фонд Христианская Россия, La Casa di Matriona, 1999. — 28 c.
  • 7. Маясова Н. А. Древнерусское шитьё. — М.: Искусство, 1971. — 34 с., 56 табл.
  • 8. Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. / Труд учеников Н. С. Тихонравова. — Вып. 1–2. 1892–1896. — М.: Тип. и словолитня О. Гербека. — Вып. 1. 1892. — 208 с.; Вып. 2. 1896. — 416 с.
  • 9. Попов А. Н. Книга Бытиа небеси и земли (Палея историческая), с приложением сокращённой Палеи русской редакции. — М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1881. — 320 с.
  • 10. Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. 10 декабря 2013 — 10 февраля 2014 года / Сост. Г. В. Попов, Н. И. Комашко. — М.: Красная площадь, 2013. — 192 с.
  • 11. Протасьева Т. Н. Псковская Палея 1477 г. // Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. — М.: Наука, 1968. — С. 97–108.
  • 12. Псковская икона XIII–XVI веков / Сост. и авторы вступит. статьи М. В. Алпатов, И. С. Родникова. — Л.: Аврора, 1990. — 324 с.
  • 13. Розыск о богохульных строках и о сомнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого. С предисловием О. Бодянского // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. — М.: Университетская типография, 1858. — Кн. 2. Отд. 3. Апрель — июнь. — С. 1–42.
  • 14. Русская икона XI–XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции / Авторы текста Е. В Игнашина, Ю. Б. Комарова. — М.: Северный паломник, 2004. — 164 с.
  • 15. Русская икона XIV–XVI веков. [Альбом]: Государственный Исторический музей, Москва / Авт.-сост. И. Л. Кызласова. — Л.: Аврора, 1988. — 80 с.
  • 16. Святая Русь: каталог выставки / ГТГ; ГРМ; под ред. Е. Н. Петровой, И. Д. Соловьёвой. — СПб.: Palace Editions, 2011. — 496 с.
  • 17. Сергеев В. Н. Об одной особенности в иконографии Ветхозаветной «Троицы» // Древнерусское искусство XV–XVII веков: Сб. статей. — М.: Искусство, 1981. — С. 25–31.
  • 18. Сарабьянов В. Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария // Вопросы искусствознания. 4/93. — М.: Гос. институт искусствознания, 1993. — С. 243–285.
  • 19. Толковая Палея 1477 года. Воспроизведение Синодальной рукописи № 210, — Вып. 1. — СПб.: Общество любителей древней письменности. — Вып. ХСIII, 1892. — 302 л.
  • 20. Троица Андрея Рублева. Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. — М.: Искусство, 1981. — 216 с., илл.
  • 21. Шалина И. А. Иконостас Успенского собора Большого Тихвинского монастыря // Искусство Древней Руси и его исследователи. Сб. статей / Под ред. Вал. А. Булкина. (Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 6.). — СПб.: Изд. СПбГУ, 2002. — С. 177–198.
  • 22. Шалина И. А. Местный ряд иконостасов Успенских соборов Тихвинского и Троице-Сергиева монастырей: художественный и символический замысел // Искусство христианского мира. Сб. статей. — Вып. 8. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. — С. 114–127.
  • 23. Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог выставки / Научн. ред. и сост. И. А. Шалина. — М.: Музей русской иконы, 2009. — 592 с.