Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-35
Заголовок Зодчество Чернигова конца XI — первой трети XII века в контексте средневизантийской строительной практики
Автор email altrue@mail.ru
Сведения об авторе Трушникова Александра Вадимовна — младший научный сотрудник. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. altrue@mail.ru
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa199-3-35
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 402415
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 726.5 Индекс ББК 85.113(2); 38.51
Аннотация

Появление новой для Руси равнослойной техники кладки в сочетании с романскими элементами в постройках Чернигова исследователи связывали с приходом новой строительной артели либо из Византии, либо из Северной Италии. Версия о работе в Черниговетолько западных мастеров из Ломбардии и Эмилии-Романьи представляется нам дискуссионной. Ряд особенностей построек Чернигова — равнослойная техника кладки, полуколонны на фасадах, крестовые своды, витражи, полы из наборной мозаики, приделы в нартексе и на хорах — встречаются в строительной практике византийских зодчих XI–XII вв. Устройство придельных храмов и византийский тип «компактный вписанный крест» бесстолпной Ильинской церкви также принадлежат византийской традиции. Совокупность византийских строительныхи декоративных приёмов и особенно прекрасное знание архитектоники крестово-купольного храма указывают скорее на столичное происхождение мастеров, строивших и украшавших черниговские соборы. К бесспорно романским чертам относится аркатура, но её использование в Чернигове отличается нерегулярностью решения, что совершенно не характерно для западноевропейских построек. В целом вслед за П. А. Раппопортом мы не можем исключать возможность соединения византийских и романских особенностей уже в Чернигове и констатируем необходимость нового осмысления организации строительства и особенностей заказа построек нового этапа черниговской архитектуры.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Трушникова А. В. Зодчество Чернигова конца XI — первой трети XII века в контексте средневизантийской строительной практики // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 402–415. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-35
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Архипова Е. И. Романская архитектурная резьба Борисоглебского собора в Чернигове // Матеріальна та духовна культура Півдённої Русі. Матеріали Міжнародного польового археологічного семінару, присвяченого 100-літтю від дня народження В. Й. Довженка (Чернігів — Шестовиця, 16–19 липня 2009 р.). — Киев; Чернигов, 2012. — С. 25–35.
  • 2. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — Киев: Будiвельник, 1982. — 160 с.
  • 3. Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. М. Новое о композиционном замысле Софийского собора в Киеве // Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины ХIII в. — М., 1988. — C. 13–27.
  • 4. Ёлшин Д. Д. Меандр в кирпичном декоре древнерусских храмов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 304–312. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-3-32 (дата обращения: 01.01.2019)
  • 5. Иоаннисян О. М. О происхождении, датировках и хронологии черниговского зодчества XII века // Ruthenica. — 2007. —T. VI. — С. 140–188.
  • 6. Иоаннисян О. М., Черненко Е. Е. Cпасо-Преображенский собор в Чернигове в свете последних архитектурно-археологических исследований // Ruthenica. — 2017. — Т. XIV. — С. 105–156.
  • 7. Коваленко В. П., Раппопорт П. А. Этапы развития древнерусской архитектуры Чернигово-Северской земли // Russia mediaevalis. — 1992. — Vol. VII, 1. — С. 39–59.
  • 8. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 318 с.
  • 9. Орлов Р. С. Белокаменная резьба древнерусского Чернигова // Проблемы археологии Южной Руси. — Киев, 1990. — С. 28–34.
  • 10. Оустерхаут Р. Византийские строители. — Киев; М.: Корвин Пресс, 2005. — 332 с.
  • 11. Раппопорт П. А. Из истории киево-черниговского зодчества XII в. // Краткие сообщения Института археологии. —1984. — Вып. 179. — С. 59–63.
  • 12. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, 1993. — 289 с.
  • 13. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. — СПб.: Наука, 1994. — 160 с.
  • 14. Раппопорт П. А. Строительные артели Древней Руси и их заказчики // Раппопорт П. А. Архитектура средневековой Руси. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. — СПб.: Лики России, 2013. — 327 с.
  • 15. Седов Вл. В. Ильинская церковь в Чернигове как представитель редкого варианта византийского типа «компактный вписанный крест» // Архитектурное наследство. — 2012. — Вып. 56. — С. 16–37.
  • 16. Холостенко Н. В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове // Памятники культуры. — 1961. — Т. 3. — С. 51–67.
  • 17. Холостенко Н. В. Черниговские каменные княжеские терема XI в. // Архитектурное наследство. — 1963. — Вып. 15. — С. 8–16.
  • 18. Холостенко Н. В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове // Советская археология. — 1967. — № 2. — С. 188–210.
  • 19. Черненко Е. Е. Ильинская церковь в Чернигове в свете новых исследований // Studia internationalia: Материалы V Международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях X–XX вв.» (29 июня — 1 июля 2016 г.). — Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2016. — С. 22–31.
  • 20. Черненко О. Є., Іоаннисян О. М., Новик Т. Г. Нові дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Археологические исследования в еврорегионе «Днепр» в 2012 г. — Гомель, 2013. —С. 200–204.
  • 21. Чукова Т. А. Алтарь древнерусского храма конца X — первой трети XIII в. Основные архитектурные элементы по археологическим данным. — СПб.: Slavica Petropolitana, 2004. — 224 с.
  • 22. Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. — М.: Наука, 1968. — С. 83–107.
  • 23. Штендер Г. М. К вопросу о декоративных особенностях строительной техники Новгородской Софии (по новым материалам исследований) // Культура средневековой Руси. — Л.: Наука, 1974. — C. 202–212.
  • 24. Штендер Г. М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания) // Реставрация и исследования памятников культуры. — Вып. 2. — М.: Стройиздат, 1982. — С. 6–27.
  • 25. Ćurčić S. Architecture in the Balkans: From Diocletian to Suleyman the Magnificent (c. 300 — c. 1550). — London; New Haven: Yale University Press, 2010. — 680 p.
  • 26. Edson Armi C. The Corbel Table // Gesta. — 2000. — Vol. 39, no. 2. — P. 89–116.
  • 27. Edson Armi C. Design and Construction in Romanesque Architecture. — Cambridge University Press, 2004. — 236 p.
  • 28. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — London; New Haven: Yale University Press, 1986. — 353 p.
  • 29. Mamaloukos S. The Buildings of Vatopedi and Their Patrons // Mount Athos and Byzantine Monasticism. Papers from the 28th Spring Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, March 1994. — Aldershot: Variorum, Ashgate Publishing Ltd., 1996. — P. 113–125.
  • 30. Mamaloukos S. Treatment of the Facades with Inscribed and Painted Architectural Forms and Decorative Features in Mid-Byzantine Architecture // Труды Государственного Эрмитажа. — Т. LIII: Архитектура Византии и Древней Руси IX–XII веков. Материалы международного семинара. 17–21 ноября 2009 года. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2010. — P. 74–88.
  • 31. Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul // Dumbarton Oaks Papers. — 1963. — Vol. 17. — P. 333–371.
  • 32. Mihaljević M. Üçayak: A Forgotten Byzantine Church // Byzantinische Zeitschrift. — 2014. — Bd 107. Heft 2. — Р. 725–754.
  • 33. Ousterhout R. Some Notes on the Construction of Christos Ho Pantepoptes (Eski Imaret Camii) in Istanbul // Δελτίον XAE 16 (1991–1992), Περίοδος Δ’. Στη μνήμη του André Grabar (1896–1990). —Αθήνα, 1992. — Σ. 47–56.
  • 34. Ousterhout R. The Architecture of the Kariye Camii in Istanbul / Dumbarton Oaks Studies XXV. — Washington D. C.: Dumbarton Oaks, 1987. — 157 p.
  • 35. Ousterhout R. A Byzantine Settlement in Cappadocia / Dumbarton Oaks Studies XLII. — Washington D. C.: Dumbarton Oaks, 2005. — 474 p.
  • 36. Papacostas T., Mango C., Grünbart M. The History and Architecture of the Monastery of Saint John Chrysostomos at Koutsovendis, Cyprus // Dumbarton Oaks Papers. — 2007. — Vol. 61. — P. 25–156.
  • 37. Theis L. Flankenräume im mittelbyzantinischen Kirchenbau. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2005. — 216 S.
  • 38. Vinogradov A., Jolshin D. Middle Byzantine Brick Decoration in the Churches of the Caucasus and Kievan Rus // Ήρως κτίστης. Μνἠμη Χαραλάμπου Μπούρα. — Athens: Μελισσα, 2018. — Vol. II. — P. 629–640.