Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-33
Заголовок Галицкие керамические плитки: проблема поиска образцов
Автор email vmatveev88@inbox.ru
Сведения об авторе Матвеев Василий Николаевич — младший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. vmatveev88@inbox.ru
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa199-3-33
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 376388
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.023; 7.033.2 Индекс ББК 85.113(2); 85.12
Аннотация

Статья посвящена уникальным керамическим плиткам XII–XIII вв., найденным на территории Галича и двух городищ на Буковине, рельефный декор которых не имеет аналогов на территории Руси. По комплексу признаков они делятся на два типа.

Плитки первого типа меньше размером, рисунок на них схематичный, образован внешней контурной линией и несколькими внутренними, все пространство между ними покрыто поливой, внутри контура детали практически не проработаны. По форме и размерам плитки первого типа характерны для Руси, их изготовляли местные ремесленники, опирающиеся на местную художественную традицию, имевшие перед собой образцы в виде ювелирных изделий, прежде всего колтов.

Плитки второго типа больше по размеру, изображение на них уже не контурное, а представляетсобой полноценный рельеф, то есть весь рисунок поднят над поверхностью плитки. Сам рисунок гораздо более тщательный, проработаны детали, видны перья на крыльях грифонов и павлинов,складки одежд у сирен. В целом плитки второго типа явно имеют связь с романским рельефным архитектурным декором. Важным аргументом в пользу этого является тот факт, что некоторые изображённые персонажи (пантера, василиск, сирена) на Руси больше не встречаются, но их много на страницах бестиариев и стенах романских храмов. Изготовляли плитки второго типа, вероятно, приезжие мастера, но при этом они выработали свой стиль, персонажи на плитках немного отличаютсяот западных аналогов, хотя и сохраняют основные черты, по которым их можно определить.

Рассмотрение особенностей изображений, размещённых на галицких плитках, подтверждает выводы, полученные при анализе их морфологии. Плитки первого типа относятся к местной, древнерусской традиции, второго — к привнесённой, западноевропейской, романской.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Матвеев В. Н. Галицкие керамические плитки: проблема поиска образцов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 376–388. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-33
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева. — Киев: Стилос, 2005. — 285 с.
  • 2. Архипова Е. И. Романская архитектурная резьба Борисоглебского собора в Чернигове // Матеріальна та духовна культура Південної Русі. Матеріали Міжнародного польового археологічного семінару, присвяченого 100-літтю від дня народження В. Й. Довженка (Чернігів — Шестовиця, 16–19 липня 2009 р.) / Под ред. П. П. Толочко. — Чернігів: ЧНПУ імені Т. Г. Шевченка, 2012. — С. 25–35.
  • 3. Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польский. — М.: Наука, 1964. — 188 с.
  • 4. Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. — М.: Искусство, 1975. — 183 с.
  • 5. Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М.: Искусство, 1969. — 480 с.
  • 6. Возний І. Історико-культурний розвиток населення межиріччя Верхнього Сірету та середнього Дністра в X–XIV ст. Частина 2. Матеріальна, духовна культура та соціально-історичний розвиток. — Київ-Чернівці: Золоти Литаври, 2009. — 592 с.
  • 7. Воробьева Е. В. Семантика и датировка Черниговских капителей // Средневековая Русь / Под ред. Г. К. Вагнера. — М.: Наука. — 1976. — С. 175–183.
  • 8. Воробьева Е. В. Рельеф с драконом из Галича // Советская археология. — 1981. — Т. 1. — С. 209–218.
  • 9. Воробьева Е. В., Тиц А. А. Анализ и реставрация Успенского собора XII в. в Галиче // Советская археология. — 1983. — Т. 1. — С. 213–230.
  • 10. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV вв.: в 2 тт. — Т. I (XII столетие). — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 583 с.
  • 11. Гончаров В. К. Археологічні дослідження древнього Галича в 1951 р. // Археологічні пам’ятки УРСР. — 1955. — Т. V. — С. 22–31.
  • 12. Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства. Византийская керамика IX– XV веков. Каталог коллекции Государственного Эрмитажа. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. — 256 с.
  • 13. Иоаннисян О. М. Новые исследования одного из памятников галицкого зодчества XII века // Советская археология. — 1983. — Т. 1. — С. 231–244.
  • 14. Иоаннисян О. М. Итоги и задачи археологического изучения Галицкого зодчества XII–XIII вв. // Древнерусский город. Материалы Всесоюзной археологической конференции, посвящённой 1500-летию г. Киева, март 1982 г. / Ред. П. Толочко, Я. Боровский, А. Моця. — Киев: Наукова Думка, 1984. — С. 41–44.
  • 15. Иоаннисян О. М. Основные этапы развития Галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. / Под ред. А. И. Комеча и О. И. Победовой. — М.: Наука, 1988. — С. 41–58.
  • 16. Калашникова Н. М., Корниенко А. И., Рябцева С. С. Створчатые браслеты. Традиция до и после Нашествия // Stratum plus. — 2016. — № 5. Нашествие. Пределы катастрофы XIII века. — С. 269–297.
  • 17. Каргер М. К. Основные итоги раскопок древнего Галича в 1955 году // Краткие сообщения Института археологии. — 1960. — Вып. 81. — С. 61–71.
  • 18. Кошовий О. П. Галицькі керамічні плитки XII–XIII ст. (Генеза. Іконографія. Семантика): дис… к. и. н. — Львів, 1997. — 164 с.
  • 19. Лукомський Ю. В. Невідомі церкви на подолi княжого Галича // Записки наукового товариства імені Шевченка. Праці Археологічної комісії. — 1998. — Т. CCXXXV. — С. 559–593.
  • 20. Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. — М.: Наука, 1975. — 135 с.
  • 21. Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. — М.: Наука, 1986. — 156 с.
  • 22. Малевская М. В., Раппопорт П. А. Декоративные керамические плитки древнего Галича // Slovenska archeologia. — 1978. — Vol. XXVI–1. — С. 87–97.
  • 23. Матвеев В. Н. Галицкие рельефные плитки: европейский контекст. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 384–398. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-38 (дата обращения: 30.01.2019).
  • 24. Матвеев В. Н. Происхождение образов зверей на галицких рельефных плитках // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції «Успенський собор Галича. Минуле, сучасне, майбутнє». Галич, 14–15 грудня 2017 року / Под ред. С. Побуцького. — Галич, Інформаційно-видавничий відділ Національного заповідника «Давній Галич», 2017. — С. 195–209.
  • 25. Монгайт А. Л. Старая Рязань // Материалы и исследования по археологии СССР. — № 49 / Под ред. Н. Н. Воронина. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 228 с.
  • 26. Пастернак Я. Старий Галич. Археологічно-історичні досліді у 1850–1943. — Івано-Франківськ: Плай, 1998 — 347 с.
  • 27. Тимощук Б. А. Декоративные плитки XII—XIII вв. из Василёва // Краткие сообщения Института археологии. — 1969. — Вып. 120. — С. 112–113.
  • 28. Ткачук Т. М., Тимус Л. К. Галицькі керамічні плитки із рельєфними зображеннями та гончарні клейма. Каталог. — Галич: Нац. заповідник «Давний Галич», 1997. — 60 с.
  • 29. Томенчук Б. П. Археологія городищ Галицької землі. Галицько-Буковинське Прикарпаття. — Івано-Франківськ: Симфонія форте, 2008. — 619 с.
  • 30. Bojęś-Białasik A., Niemiec D. Medieval Ceramics Techniques in Architecture of Cracow’s Dominicans // Forum Urbes Medii Aevi. — 2016. — T. 13. — S. 35–48.
  • 31. Enamels of Limoges. 1100–1350: Catalogue of the Exhibition in Metropolitan Аrt Museum / Еd. H. N. Abrams. — New York: Metropolitan Museum of Art, 1996. — 478 p.
  • 32. Evans H., Holcomb М., Hallman R. The Arts of Byzantium // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — Spring 2001. — Vol. LVIII. — No. 4. — Р. 2–68.
  • 33. Gerstel S. The Nicomedia Workshop: New Evidence on Byzantine Tiles // The Journal of the Walters Art Museum. — 2010. — No. 66/67. — P. 5–53.
  • 34. Hejdová D., Nechvátal B. Raněstředověké dlaždice v Čechách // Památki archeologické. — 1970. — Ročnik LXI. Čislo 1,2. — S. 395–458.
  • 35. Norton C. Medieval Tin-Glazed Painted Tiles in North-West Europe // Medieval Archeology. — 1984. — Vol. 28. — P. 133–172.
  • 36. Pekarska L. Jewellery of Princely Kiev. — Mainz; London: Verlag des Römisches-Germanischen Zentralmuseums, 2011. — 258 p.
  • 37. Piątkiewicz-Dereniowa M. Płytki posadzkowe z opactwa Benedyktynów w Tyńcu // Folia historiae artium. — 1971. — T. 6/7. — S. 239–265.
  • 38. Quirini-Popławski R. Rzeźba przedromańska i romańska w Polsce wobec sztuki włoskiej. — Kraków: Wydawnictwo uniwersitetu Jagiellonskiego, 2006. — 236 s.
  • 39. Sawicki T. Pracownia romańskiej ceramiki architektonicznej na Gorze Lecha. Gniezno w świetle ostatnich badań archeologicznych. Nowe fakty. Nowe interpretacje / Red. Z. Kurnatowska. — Poznan: Wydawnictwo Poznańskiego Towarzystwa Przyjaciół Nauk, 2001. — S. 187–221.
  • 40. Soultanian J. Italian Medieval Sculpture in the Metropolitan Museum of Art and the Cloisters. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 2010. — 355 p.
  • 41. Szewczyk-Wojtasiewicz M. Ceramiczne płytki posadzkowie z katedry romańskiej na Wawelu // Slavia Antiqua. — 1999. — T. 40. — S. 151–167.