Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-32
Заголовок Древнейшие житийные иконы святителя Николая Чудотворца в Византии и Древней Руси: Границы византийского и латинского в стиле и иконографии
Автор email mariyamakhanko@yandex.ru
Сведения об авторе Маханько Мария Александровна — кандидат искусствоведения, старший редактор. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Нижняя Сыромятническая ул., д. 10А, строение 1, Москва, Российская Федерация, 107120. mariyamakhanko@yandex.ru
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa199-3-32
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 367375
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 (471) Индекс ББК 85.103(2)1
Аннотация

До сих пор главным трудом по житийной иконографии Николая Чудотворца в византийском искусстве остается книга 1983 г. известной американской исследовательницы Н. Паттерсон-Шевченко. В этой работе не нашли места ранние русские иконы, которые датируются первой четвертью или первой половиной XIV в. Привлечение двух самых ранних сохранившихся древнерусских житийных икон Св. Николая из Новгородской земли и их сравнение с византийскими и итальянскими (латинскими) примерами XIII в. (иконами с Синая, с Кипра и из итальянской области Апулия) показывает чрезвычайное сходство памятников как в стиле, так и в иконографии, а также своеобразие древнерусских произведений и использование в них художественных приёмов романского искусства. Кроме того, сравнение икон из Любоней и Озерёва с византийскими и итальянскими иконами XIII в. обогащает представление о процессах развития житийной иконографии Николая Чудотворца, показывает новую грань взаимного обмена в области искусства, иконописания, возможно, агиографии.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Маханько М. А. Древнейшие житийные иконы святителя Николая Чудотворца в Византии и Древней Руси: Границы византийского и латинского в стиле и иконографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 367–375. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-3-32
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Баччи М. Иконография святителя Николая: Итоги и перспективы исследований // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. А. В. Бугаевский. — М.: Скиния, 2011. — С. 296–317.
  • 2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV в. — М.: Красная площадь, 1995. — 272 c.
  • 3. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. — М.; Л.: Искусство, 1947. — 180 с.
  • 4. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. — М.: Искусство, 2000. — 304 с.
  • 5. Паттерсон-Шевченко Н. Святой Николай в византийском искусстве // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. А. В. Бугаевский. — М.: Скиния, 2011. — С. 282–295.
  • 6. Паче В. Иконография святого Николая в средневековом искусстве южной Италии. Примеры и уточнения // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. А. В. Бугаевский. — М.: Скиния, 2011. — С. 318–335.
  • 7. Перцев Н. В. Икона «Николы» из Любони // Сообщения Государственного Русского музея. — Вып. 9. — Л.: Изобразительное искусство, 1967. — С. 84–91.
  • 8. Поппэ А. К истории романских дверей Софии Новгородской // Средневековая Русь. — М.: Наука, 1976. — С. 191–200.
  • 9. Рыбаков А. А. Иконы святителя Николая, реставрированные Н. В. Перцевым // Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2014). — СПб.: Palace Edition, 2015. — С. 37–41.
  • 10. Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика: Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. — М.: Наука, 1978. — 191 с.
  • 11. Саенкова Е. М. Житийная икона // Православная энциклопедия. — Т. 19. — М., 2007. — С. 273–283.
  • 12. Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. — М.: Северный паломник, 2003. — 96 с.
  • 13. Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея: Каталог выставки. — СПб.: Palace Edititon, 2006. — 248 c.
  • 14. Смирнова Э. С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. — М.: Наука, 1975. — С. 81–105.
  • 15. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV в. — М.: Наука, 1976. — 392 с.
  • 16. Cipro e l’Italia al tempo di Bisanzio: L’Icona Grande di San Nicola tis Stégis del XIII secolo restaurata a Roma / A cura di I. A. Eliades. — Nicosia: F1ère Édition Publ., 2015. — 323 p.
  • 17. The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843–1261 / Ed. H. C. Evans. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2006. —574 p.
  • 18. Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai. — Los Angeles: Getty Trust Publications, 2006. —304 p.
  • 19. Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. — Washington D. C.: Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University, 1984. — 437 p.
  • 20. Mende U. Die Bronzetüren des Mittelalters, 800–1200. — München: Hirmer, 1983. —195 S.
  • 21. Ševčenko Patterson N. The Life of Saint Nicolas in the Byzantine Art. — Torino: Bottega di Erasmo, 1983. — 174 p.
  • 22. San Nicola: Splendori d’arte d’Oriente e d’Occidente / A cura di M. Bacci. — Pesaro; Milano: Skira, 2006. — 435 p.
  • 23. Sotiriou G., Sotiriou M. Icônes du Mont Sinaï. — Athènes: Institut français d’Athènes, 1956. —Vol. 1. — б. п.
  • 24. Sotiriou G., Sotiriou M. Icônes du Mont Sinaï. — Athènes, Institut français d’Athènes, 1958. — Vol. 2. — б. п.