Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-32
Заголовок Некоторые особенности искусства Абхазского царства VIII–XI веков на примере архитектурной пластики
Автор email kendoltseva@ivran.ru
Сведения об авторе Ендольцева Екатерина Юрьевна — старший научный сотрудник. Институт Востоковедения РАН. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1, Российская Федерация, 107031. kendoltseva@ivran.ru
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-32
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 253261
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.016; 7.033.2 Индекс ББК 71.082
Аннотация

Статья посвящена результатам исследования архитектурной пластики Абхазскогоцарства за последние десять лет. Вначале рассматриваются артефакты, которые были выявлены и атрибутированы впервые (фрагмент алтарной преграды со сценой поглощения пророка Ионы китомиз церкви в Дранде, плита с изображением «Сна Иосифа», фрагмент белокаменной резьбы из храма Киач-Абааныха). Затем — случаи передатировки известных ранее памятников (коллекция рельефов из церкви св. Феодора на горе Анакопия, рельефы, найденные вокруг храма в с. Аргу-Бедия, группа рельефов из Мрамбы).

Во второй части статьи сделаны обобщения относительно стилистических групп рельефов, которые можно отнести к периоду Абхазского царства. Так, первая группа (плиты из Дранды, из Ольгинского, из Анухвы и плита с изображением «Сна Иосифа») демонстрирует влияние лучших образцов Византийского искусства столичного круга, имеющих истоки в эллинизме. Во второй группе (плиты с изображениями зверей из Анакопии, с Сухумской горы, из Мрамбы) изображения более примитивные по композиции и стилю. Они находят аналогии в некоторых росписях пещерных храмов в Каппадокии. К третьей группе относятся фрагменты двух алтарных плит из так называемой Вороновской церкви (долина Цебельды). Изображенные на них сцены имеют некоторые параллели в ориентированном на Персию искусстве Закавказья.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ендольцева Е Ю. Некоторые особенности искусства Абхазского царства VIII–XI веков на примере архитектурной пластики // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 253–261. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-32
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Айналов Д. В. Некоторые христианские памятники Кавказа // Археологические известия и заметки. —1895. — Т. III. — Вып. 7–8. — С. 233–243.
  • 2. Айналов Д. В. Эллинистические основы Византийского искусства // Записки русского археологического общества. —1901. — Т. XII. — Вып. 3–4. — С. 1–224.
  • 3. Аладашвили Н. А., Беридзе В. В. Искусство Грузии // История искусства народов СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1973. — Т. 2. — 422 с.
  • 4. Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. — М.: Искусство, 1963. — 460 с.
  • 5. Виноградов А. Ю. Дранда // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2007. — Т. 17. — С. 129–131.
  • 6. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII–X в. — М.: Индрик, 2015. — 371 с.
  • 7. Ендольцева Е. Ю. Западное Закавказье и Каппадокия: некоторые иконографические параллели в период Македонской династии // Российская археология. — 2012. — № 3. — С. 109–115.
  • 8. Ендольцева Е. Ю. Абхазо-аланские культурные контакты на примере архитектурной пластики: перспективы исследования // Историко-культурное наследие Великого Шелкового пути и про- движение туристских дестинаций на Северном Кавказе. Материалы Международной научно- практической конференции (Ставрополь 28–29 сентября 2015 г.). — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. — С. 156–159.
  • 9. Ендольцева Е. Ю., Сангулия Г. А. Каменная пластика собора в с. Агу-Бедия (Абхазия): проблемы датировки и типологии // Проблемы истории, филологии, культуры. — № 4 (54). — Москва, Магнитогорск, Новосибирск, 2016. — С. 139–157.
  • 10. Ендольцева Е. Ю., Виноградов А. Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве (дерганье за бороду) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность . — 2016. — № 6. — С. 90–97.
  • 11. Ендольцева Е. Ю. Об одном необычном изображении «Сна Иосифа» // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность. — М.: Изд. центр РГГУ, 2017. — С. 176–181.
  • 12. Ендольцева Е. Ю. Об одном рельефе из хранилища бывшего Государственного Управления охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия // Международная научная конференция «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича 25–29 сентября 2017 г. Материалы научной конференции. — Севастополь, 2017. — С. 21–25.
  • 13. Ендольцева Е. Ю. Храм Киач-Абааныха (Аныхабаа): материалы к изучению // Seminarium Bulkinianum IV. К 80-летию со дня рождения В. А. Булкина. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 45–49.
  • 14. Ендольцева Е. Ю. Группа рельефов из поселка Мрамба (Республика Абхазия): к уточнению датировки // Обсерватория культуры. — 2018. — Т. 15. — № 6. — С. 719–728.
  • 15. Ендольцева Е. Ю., архимандрит Дорофей Дбар. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: новые данные // Вестник Волгоградского Государственного Университета. История. Регионоведение. Международные отношения. — 2018. —Т. 23. — № 5. — С. 196–209.
  • 16. Ендольцева Е. Ю., архимандрит Дорофей Дбар. Алтарная преграда из церкви в Дранде: новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и Средневековье. XXX Крупновские чтения. Материалы международной научной конференции. Карачаевск, 22–29 апреля 2018. — Карачаевск, 2018. — С. 456–459.
  • 17. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / отв. ред. и сост. Е. Ю. Ендольцева. — СПб.: Изд-во РХГА, 2011. — 271 c.
  • 18. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря // Сборник археологических статей, поднесенных графу А. А. Бобринскому. — СПб.: Изд-во: тип. В. Ф. Киршбаума,1911. — С. 169–198.
  • 19. Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды // Кавказ. — 1846. — № 8. 25 февраля.
  • 20. Уварова П. С. Христианские памятники Кавказа. — МАК. — 1894. — IV. — М.: тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1894. — 197 с.
  • 21. Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии. V–X века. — Тбилиси: Мецниереба, 1980. — 126 с.
  • 22. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). — М.: Наука, 2002. — 500 с.
  • 23. Чубинашвили Г. Н. История грузинского искусства. — Тбилиси: Изд-во Техника да Шрома, 1936. — 322 с.
  • 24. Шервашидзе Л.А. Резные камни церкви на холме Арасарху близ Цебельды // Известия АбИЯЛИ. —1975. — Т. IV. — С. 81–99.
  • 25. Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. — Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1962. — 293 с.
  • 26. Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. — Paris: Librairie de Gide, 1839. — Vol. I. — 435 p.
  • 27. Endoltseva E., Dbar D. (archimandrite) Altar Barrier from Dranda Church: New Facts // Anastasis. Research in Medieval Culture and Art. — 2018. — Vol. V. — No. 2. — P. 7–19.
  • 28. Endoltseva E., Vinogradov A. The Beard Pulling in Medieval Christian Art: Various Interpretations of a Scene // Anastasis. Research in Medieval Culture and Art. The Sign and the Sacred. — 2016. — Vol. III. — No. 1. May. — P. 88–99.
  • 29. Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées des églises de Géorgie (IV–XIII siẻcles). — Turnhout: Brepols, 2010. — 303 p.
  • 30. Medieval Georgian Ecclesiastical Art in Georgian National Museum / Ed. N. Burchuladze. — Tbilisi: Georgian National Museum, 2012. — 293 p.
  • 31. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire. Abkhazie IV–XIV siẻcles. — Turnhout: Brepols, 2006. — 340 p.