Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-19
Заголовок Монументальная декорация раннехристианских церквей и синагог в Восточном Средиземноморье
Автор email vitfan1908@gmail.com
Сведения об авторе Витто Фанни — археолог. Израильское управление по делам древностей, POB 586, Иерусалим, Израиль, 91004; vitfan1908@gmail.com
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-19
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 198209
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033; 82(091) Индекс ББК 63.3(0)4; 83.3(0)4; 85.11
Аннотация

От монументальной декорации церквей и синагог ранневизантийского периода в Восточном Средиземноморье сохранилось очень мало. В нескольких сочинениях Отцов Церкви содержатся описания прекрасных мозаик и росписей в церквах Святой земли, которые до некоторой степени компенсируют скудость материальных свидетельств. О настенной живописи в синагогах есть только одно краткое упоминание в Иерусалимском Талмуде, из которого невозможно понять,что именно могло быть изображено.

Раскопки в палестинских церквах выявили остатки настенных мозаик и полихромных росписей,на которых были изображены в основном святые, Богородица и сцены Преображения. В синагогах в немногих сохранившихся росписях представлены только простые геометрические и стилизованные растительные мотивы, а также тексты на арамейском языке, имеющие посвятительный характер или относящиеся к служению в синагоге.

Несмотря на скудость информации, можно проследить существенные различия в монументальной декорации церквей и синагог. Одна из причин различий в оформлении стен в церквах и синагогах — разное отношение двух религий к образу. В христианстве существовал запрет наступать на изображения сюжетов из Священного Писания, в иудаизме — почитать изображения как идолов. Другая причина состояла в различии в материальном положении и в составе людей, участвовавших в обрядах. В синагогах это было в основном местное население, давно проживающее на данных территориях, тогда как христианские общины находились еще в процессе формирования, и роскошное украшение церквей способствовало привлечению в них новых членов и делало доступным Священное Писание неграмотным.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Витто Ф. Монументальная декорация раннехристианских церквей и синагог в Восточном Средиземноморье // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 198–209. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-19
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Acconci A. Su alcuni laterci pittorici di Umm er-Rasas-Kastron Mefaa. Barsanti C.; Acconci A. (eds.). Bisanzio e l’Occidente: Arte, archeologia, storia. Studi in onore di Fernanda de’ Maffei. Rome, Viella Publ., 1996, pp. 193–201 (in Italian).
  • 2. Ainalov D. V. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, Rutgers University Press Publ., 1961. 322 p.
  • 3. Avner T. Early Byzantine Wall-Painting from Caesarea. Holum K. G.; Raban A.; Patrich J. (eds.). Caesarea Papers 2: Herod’s Temple, the Provincial Governor’s Praetorium and Granaries, the Later Harbor, a Gold Coin Hoard, and Other Studies (Journal of Roman Archaeology Suppl. S. 35). Portsmouth, Journal of Roman Archaeology Publ., 1999, pp. 108–128.
  • 4. Bacci M. The Mystic Cave: A History of the Nativity Church in Bethlehen. Brno, Masaryk University Publ.; Rome, Viella Publ., 2017. 316 p.
  • 5. Barag D. The Synagogue at Ein Gedi. Hirschfeld Y. (ed.). Ein Gedi: “A Very Large Village of Jews” (Hecht Museum Catalogue 25). Haifa, Hecht Museum Publ., 2006, pp. 17*–20*.
  • 6. Baumgarten J. M. Art in the Synagogue: Some Talmudic Views. Judaism, 1970, vol. 19, pp. 196–206.
  • 7. Ben-Arieh R. The Frescoes. Hirschfeld Y. (ed.). The Early Byzantine Monastery at Khirbet ed-Deir in the Judean Desert: The Excavations in 1981–1987 (Qedem 38). Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem Publ., 1999, pp. 133–134.
  • 8. Brubaker L.; Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era c. 680–850: A History. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2011. 918 p.
  • 9. Clermont-Ganneau C. La mosaïque de Medaba. Recueil d’archéologie orientale II. Paris, Ernest Leroux Publ., 1898. 422 p. (in French).
  • 10. Deines R. God’s Revelation through Torah, Creation, and History: Interpreting the Zodiac Mosaics in Synagogues. Leibner U.; Hezser C. (eds.). Jewish Art in Its Late Antique, Context (Texts and Studies in Ancient Judaism 163). Tübingen, Mohr Siebeck Publ., 2016, pp. 155–186.
  • 11. Di Segni L. The Date of the Church of the Virgin in Madaba. Liber Annuus, 1992, vol. 42, pp. 251–257.
  • 12. Di Segni L. Varia Arabica. Liber Annuus, 2006, vol. 56, pp. 578–592.
  • 13. Dothan M. Hammath Tiberias: Early Synagogues and the Hellenistic and Roman Remains. Jerusalem, Israel Exploration Society Publ., 1983. 88 p.
  • 14. Figueras P. (ed.). Horvat Karkur ‘Illit: A Byzantine Cemetery Church in the Northern Negev; Final Report of the Excavations 1989–1995 (Beer-Sheva XVI). Be’er-Sheva‘, Ben-Gurion University of the Negev Press Publ., 2004. 359 p.
  • 15. Figueras P. Remains of a Mural Painting of the Transfigration in the Southern Church of Sobata (Shivta). Aram, 2006–2007, vols. 18–19, pp. 127–151.
  • 16. Forsyth G. H.; Weitzmann K. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai: The Church and Fortress of Justinian. Ann Arbor, University of Michigan Press Publ., 1965. 20 p.
  • 17. Gibson S.; Vitto F.; Di Segni L. An Unknown Church with Inscriptions from the Byzantine Period in Khirbet Makkus near Julis. Liber Annuus, 1998, vol. 48, pp. 315–334.
  • 18. Gutman S.; Yeivin Z.; Netzer E. Excavations in the Synagogue at Horvat Susiya. Levine L. I. (ed.). Ancient Synagogues Revealed. Jerusalem, The Israel Exploration Society Publ., 1981, pp. 123–128.
  • 19. Gutmann J. The Dura-Europos Synagogue: A Re-evaluation (1932–1972) (Religion and the Arts 1). Missoula, American Academy of Religion Publ., 1973. 190 p.
  • 20. Habas L. Destruction of Symbols and Iconoclasm after the Muslim Conquest. Aram, 2016, vol. 28, pp. 121–156.
  • 21. Hachlili R. Ancient Synagogues — Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research (Handbook of Oriental Studies 1; Ancient Near East 105). Leiden, Brill Publ., 2013. 738 p.
  • 22. Hawkins J. W.; Mundell M. C.; Mango C. The Mosaics of the Monastery of Mar Samuel, Mar Simeon and Mar Gabriel near Kartmin. Dumbarton Oaks Papers, 1973, vol. 27, pp. 279–296.
  • 23. Kraeling C. H. Gerasa: City of the Decapolis. New Haven, American School of Oriental Research Publ., 1938. 616 p.
  • 24. Kraeling C. H. The Synagogue (Excavations at Dura-Europos 8/1). New Haven, Yale University Press Publ., 1956. 402 p.
  • 25. Kraeling C. H. The Christian Building (Excavations at Dura Europos 8/2). New Haven, Dura-Europos Publ., 1967. 233 p.
  • 26. Lehmann C. M.; Holum K. G. The Greek and Latin Inscriptions of Caesarea Maritima (Joint Expedition to Caesarea Maritima Excavation Reports 5). Boston, Oriental Schools of Oriental Research Publ., 2000. 292 p.
  • 27. Maayan-Fanar E. The Transfiguration at Shivta: Retracing Early Byzantine Iconography. Zograf, 2017, vol. 41, pp. 1–18.
  • 28. Maayan-Fanar E.; Linn R.; Tepper Y.; Bar-Oz G. Christ’s Face Revealed at Shivta: An Early Byzantine Wall Painting in the Desert of the Holy Land. Antiquity, 2018, vol. 92/363. Available at: https://www.
  • cambridge.org/core/journals/antiquity/article/christs-face-revealed-at-shivta-an-early-byzantine-wallpainting-in-the-desert-of-the-holy-land/1D3584D4866168E6764035D5DE740781/core-reader (accessed 20 March 2019).
  • 29. Magen Y. The Monastery of St. Martyrius Ma‘ale Adumim. Tsafrir Y. (ed.). Ancient Churches Revealed. Jerusalem, Israel Exploration Society Publ., 1993, pp. 170–197.
  • 30. Magness J. et al. The Huqoq Excavation Project: 2014–2017 Interim Report. Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 2018, vol. 380, pp. 61–131.
  • 31. Mahamid H. Results of the Excavation of the Church of al-Rashidiya/al-Tafila. Annual of the Department of Antiquities of Jordan, 2003, vol. 47, pp. 7–16 (in Arabic).
  • 32. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall Publ., 1972. 272 p.
  • 33. Ma‘oz, Z. U. ‘En Nashut: The Art and Architecture of a Synagogue in the Golan (Archaostyle Scientific Research Series 7). Qazrin, Archaostyle Publ., 2010. 203 p.
  • 34. McNicoll A. W. Pella in Jordan 2: The Second Interim Report of the Joint University of Sydney and College of Wooster Excavations at Pella 1982–1985 (Mediterranean Archaeology Supplement 2). Sydney, Meditarch Publ., 1992. 315 p.
  • 35. Megaw A. H. S. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial. Dumbarton Oaks Papers, 1974, vol. 28, pp. 57–88.
  • 36. Michel A. Les églises d’époque byzantine et umayyade de Jordanie : étude de typologie et inventaire (Bibliothèque de l’Antiquité tardive 2). Turnhout, Brepols Publ., 2001. 471 p. (in French).
  • 37. Peppard M. Dura-Europos and the World Oldest Church. New Haven, Yale University Press, 2016. 320 p.
  • 38. Piccirillo M. La Chiesa della Vergine a Madaba. Liber Annuus, 1982, vol. 32, pp. 373–408 (in Italian).
  • 39. Piccirillo M. La Chiesa del Prete Wa’il a Umm al-Rasas-Kastron Mefaa in Giordana. Manns F.; Alliata E. (eds.). Early Christianity in Context: Monuments and Documents (Studium Biblicum Franciscanum Collectio Maior 38). Jerusalem, Franciscan Printing Press Publ., 1993, pp. 313–334 (in Italian).
  • 40. Piccirillo M. The Mosaics of Jordan, Amman, American Center of Oriental Research Publ., 1993. 383 p.
  • 41. Polański T. The Nilotic Mosaic in Saint Stephen’s Church of Gaza in Choricius’ Description. Studies in Ancient Art and Civilization, 2009, vol. 13, pp. 169–181.
  • 42. Polański T. The Cycles of Childhood and Miracles in Saint Sergius’ Church of Gaza in the Ecphrasis of Choricius. Dabrowa E. (ed.). Hortus Historiae: Studies in Honour of Professor Jozef Wolski on the 100th Anniversary of His Birthday. Krakow, Historia Iagellonica Publ., 2010, pp. 737–760.
  • 43. Schick R. The Christian Communities of Palestine from Byzantine to Islamic Rule: A Historical and Archaeological Study (Studies in Late Antiquity and Early Islam 2). Princeton, Darwin Press Publ., 1995. 583 p.
  • 44. Sukenik E. L. The Ancient Synagogue of Beth-Alpha: An Account of the Excavations Conducted on Behalf of the Hebrew University, Jerusalem. Jerusalem, Hebrew University Press Publ., 1932. 58 p.
  • 45. Talgam R. Mosaics of Faith: Floors of Pagans, Jews, Samaritans, Christians, and Muslims in the Holy Land. Jerusalem, Yad Ben-Zvi Press; University Park, Pennsylvania State University Press Publ., 2014. 579 p.
  • 46. Talgam R. From Wall Paintings to Floor Mosaics: Jewish and Christian Attitudes to Figurative Art. Leibner U.; Hezser C. (eds.). Jewish Art in Its Late Antique Context (Texts and Studies in Ancient Judaism 163). Tübingen, Mohr Siebeck Publ., 2016, pp. 97–118.
  • 47. Tchakovskaya L. S. Voploshchennaia pamiat’ o Khrame: Khudozhesvennyi mir sinagog Sviatoi Zemli III– VI vv. N.E. (Figurative Memory of the Temple: The Artistic World of the Synagogues of the Holy Land, 3rd–6th Century A.D.). Moscow, Indrik Publ., 2011. 367 p. (in Russian).
  • 48. Tepper Y.; Di Segni L. A Christian Prayer Hall of the Third Century CE at Kefar Othnay (Legio): Excavations at the Megiddo Prison 2005. Jerusalem, Israel Antiquities Authority Publ., 2006. 59 p.
  • 49. Tonneau R. Chronique: Excursion biblique au Négeb. Revue Biblique, 1926, vol. 35, pp. 583–604 (in French).
  • 50. Tsafrir Y. Excavations at Rehovot-in the-Negev I: The Northern Church (Qedem 25). Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem Publ., 1988. 209 p.
  • 51. Urbach E. E. The Rabbinical Laws of Idolatry in the Second and Third Centuries in the Light of Archaeological and Historical Facts. Israel Exploration Journal, 1959, vol. 9, pp. 149–165, 229–245.
  • 52. Vasiliev A. A. The Iconoclastic Edict of the Caliph Yazid II, A.D. 721. Dumbarton Oaks Papers, 1956, vol. 9–10, pp. 23–47.
  • 53. Vitto F. The Interior Decoration of Palestinian Churches and Synagogues. Efthymiadis S.; Rapp C.; Tsougarakis D. (eds.). Bosphorus: Essays in Honour of Cyril Mango (Byzantinische Forschungen 21). Amsterdam, Hakkert Publ., 1995, pp. 283–300.
  • 54. Vitto F. Could the Biblical Story of Jonah and the Fish Appear in Jewish Art? The Fortieth Archaeological Conference in Israel, 10 April 2015, Haifa. Jerusalem, Israel Antiquities Authority Publ., 2014, p. 5 (in Hebrew).
  • 55. Vitto F. Wall Paintings in the Synagogue of Rehov: An Account of Their Discovery. Israel Museum Studies in Archaeology, 2015, vol. 7, pp. 2–12.
  • 56. Waliszewski T. The Wall Mosaics. Fiema Z. T. (ed.). The Petra Church. Amman, American Center of Oriental Research Publ., 2001, pp. 300–302.
  • 57. Woolley C. L.; Lawrence T. E. The Wilderness of Zin (Palestine Exploration Fund Annual 3). London, Palestine Exploration Fund Publ., 1914–1915. 147 p.