Заголовок | Границы в атрибуции: о двух итальянских мраморных рельефах с изображением апостолов из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина | ||||||||
Автор | Расторгуев В. А. | Vasily.rastorguev@arts-museum.ru | |||||||
Сведения об авторе | Расторгуев Василий Алексеевич — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 119019. Vasily.rastorguev@arts-museum.ru | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa199-5-60 | ||||||
Год | 2019 | Номер сборника | 9 | Страницы | 668–673 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.04:73;7.027.2;7.061 | Индекс ББК | 85.133(3) | ||||
Аннотация |
Статья посвящена вопросу атрибуции двух мраморных рельефов с изображением апостолов с книгой, хранящихся в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина с 1934 г. Не фигурировавшие до сих пор ни в одной научной публикации, рельефы ещё мало известны специалистам и представляют собой несомненный интерес. Рельефы традиционно приписывались неизвестному итальянскому скульптору XVI столетия, предположительно из Венеции, однако их точное происхождение, предназначение и даже иконография до сих пор не были установлены. Ряд особенностей исполнения ставит перед исследователем вопросы стилистического и иконографического характера, которые не позволяют считать традиционную атрибуцию полностью удовлетворительной. Вместе с тем сопоставление рельефов из ГМИИ с имеющим идентичную иконографию малоизвестным памятником южноитальянской скульптуры — рельефами кафедры собора в г. Нола близ Неаполя работы мастера Джованни да Нола (1478–1559), учившегося у Бенедетто да Майано, даёт интересные результаты. Осложняет атрибуцию тот факт, что кафедра Джованни да Нола дошла до наших дней, будучи до неузнаваемости отреставрированной неаполитанским скульптором второй половины XIX в. Сальваторе Чеппаруло, работавшим в стилистике подражания старым мастерам. Вопрос о соотношении в ней подлинных и «новых» элементов, занимающий современных исследователей, одинаково актуален и в отношении скульптур из ГМИИ. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Расторгуев В. А. Границы в атрибуции: о двух итальянских мраморных рельефах с изображением апостолов из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 668–673. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-60 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|