Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-58
Заголовок Проблема imitatio в графическом наследии Якопо Понтормо
Автор email abilenkina@yandex.ru
Сведения об авторе Биленкина Анастасия Кирилловна — выпускник. Московский государст- венный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. abilenkina@yandex.ru
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-58
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 644650
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034…6; 75.021.2 Индекс ББК 85.103(4)
Аннотация

Понятие imitatio в контексте ренессансной эстетической мысли, а впоследствии и художественной практики приобрело значение композиционного и стилистического подражания художника произведениям других мастеров, которое предполагало интерпретацию исходного образца в соответствии с индивидуальной художественной манерой.

Метод графического копирования произведений других художников становится особенно распространённым в творчестве рисовальщиков Высокого Возрождения. Именно рисунок был первой стадией получения художественного образования в мастерской художника. Ученики копировали работы своего мастера и других художников для их изучения и постановки руки.

Очень показательным примером в контексте теоретических обоснований приёма подражания и его практического воплощения может служить творчество Якопо Понтормо. В его жизнеописании Вазари даёт самые превосходные характеристики живописной манере Понтормо. Однако сильные изменения не в лучшую сторону, по мнению Вазари, претерпевает творчество художника вследствие его знакомства с гравюрами Дюрера, которые приобретают огромную известность среди итальянских художников этого периода и становятся предметом внимательного изучения и подражания.Этот процесс не обошёл стороной и Понтормо и оказал неоспоримое влияние на дальнейшее развитие живописной манеры художника. Анализируя эскизы Понтормо к росписям Чертозы в Галуццо, можно проследить воздействие гравюр Дюрера не только на композиционные решения художника, но и на стилистические особенности его графической манеры 20-х гг. XVI в. (рисунки «Путь на Голгофу», «Моление о чаше», «Ужин в Эммаусе»). Наиболее ясно это прослеживается именно в графических работах мастера, благодаря той наглядности, которую предоставляет жанр наброска. Таким образом, графическое наследие Понтормо позволяет оценить значимость проблемы подражания как художественного приёма для изучения творческого метода художника, его эстетических интересов и предпочтений, а также того влияния, которое оказала на его работы стилистика гравюр Дюрера.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Биленкина А. К. Проблема imitatio в графическом наследии Якопо Понтормо // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 644–650. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-58
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Гращенков В. Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения: очерки истории, теории и практики. — М.: Искусство, 1963. — 427 с.
  • 2. Ипполитов А. В. Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри. — СПб.: Изд-во Европейск. ун-та, 2016. — 208 с.
  • 3. Cox-Rearick J. The Drawings of Pontormo. — New York: Hacker Art Books, 1981. — 453 p.
  • 4. Gregory S. Vasari, Prints and Imitation // Vasari and the Renaissance Print. — Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2012. — 428 p.
  • 5. Gregory S. Vasari on Imitation // The Ashgate Research Companion to Giorgio Vasari / Ed. D. J. Cast. — USA: Ashgate, 2014. — P. 223–243.
  • 6. Vasari G. Le Vite de’ più eccellenti architetti, pittori et scultori italiani. Firenze / A cura di G. Milanesi. — 1878–1885. — Vol. VI. — 662 p.