Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-57
Заголовок Микеланджело-воспитатель: особенности творческой индивидуальности и система преподавания
Автор email mashadunina@mail.ru
Сведения об авторе Дунина Мария Владимировна — аспирант. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. mashadunina@mail.ru
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-57
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 634643
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034.5(376)/7.021 Индекс ББК 85.103(4Ита-83(0)4)
Аннотация

В нижнем правом углу рисунка, хранящегося в Британском музее, Микеланджело начертал краткую инструкцию для своего преданного, но не слишком одарённого ученика Антонио Мини: «Рисуй, Антонио, рисуй, Антонио. Рисуй и не теряй времени» (ок. 1524 г.). Судя по представленной на этом же листе неудачной попытке скопировать набросок Микеланджело, Мини не хватало практики и понимания основ искусства рисунка. Однако ни восемь лет, проведённых в доме Микеланджело, ни внимательное руководство учителя не помогли Антонио стать художником. Ключевое для начала XVI столетия разграничение концепций общего стиля мастерской и профессионального личного авторства нашло яркое отражение в творческом методе Микеланджело. Обладая закрытым и конфликтным характером, считая своим главным призванием скульптуру, он предпочитал индивидуальную работу с рисунками коллективной работе мастерской. Его подход к организации работы над росписями не предполагал наличия учеников. Кроме того, Буонарроти искренне презирал «механические» приёмы, сопутствующие обучению рисованию, призывая коллег доверять только своему глазу и подразумевая врождённый талант. Эта позиция Микеланджело исключала для его ассистентов возможность облегчить освоение техники рисунка. В настоящей статье проясняется, какими целями руководствовался Микеланджело, посвящая немало времени обучению юношей, и выясняется, в чём состояли его педагогические приёмы. Изучение рисунков и ученических копий позволяет пролить свет на сокровенный обмен между мастером и его подопечными.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Дунина М. В. Микеланджело-воспитатель: особенности творческой индивидуальности и система преподавания // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 634–643. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-57
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Изд-во Альфа-книга, 2008. — 1278 с.
  • 2. Baker-Bates P. Workshop and Showroom in High Renaissance Rome: The Idiosyncratic Model of Sebastiano del Piombo // Bulletin of the Society for Renaissance Studies. — 2005. — Νο. 23. — P. 1–6.
  • 3. Bambach C. C. Drawing and Painting in the Italian Renaissance Workshop. Theory and Practice, 1300–1600. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 548 p.
  • 4. Barbieri C. The Competition between Raphael and Michelangelo, and Sebastiano’s Role in It // The Cambridge Companion to Raphael / Ed. M. Hall. —Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — P. 141–164.
  • 5. Bellori G. P. The Lives of the Modern Painters, Sculptors and Architects. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — 514 p.
  • 6. Blunt A. Artistic Theory in Italy, 1450–1600. — Oxford: The Clarendon press, 1940. — 212 p.
  • 7. Hartt F. Michelangelo’s Drawings. — New York: Harry N. Abrams, 1975. — 408 p.
  • 8. Hirst M. Sebastiano del Piombo. — Oxford: Clarendon Press, 1981. — 157 p.
  • 9. Hirst M. Michelangelo and His Drawings. — New Haven; London: Yale University Press, 1988. — 132 p.
  • 10. Kwakkelstein M. W. The Use of Sculptural Models by Italian Renaissance Painters: Leonardo da Vinci’s Madonna of the Rocks Reconsidered in Light of His Working Procedures // Gazette des Beaux-Arts. — 1999. — Νο. 133. — P. 181–198.
  • 11. Mancinelli F. Tecnica di Michelangelo e organizzazione del lavoro // Michelangelo e la Sistina. La tecnica, il restauro, il mito. — Roma: Palombi, 1990. — P. 55–59.
  • 12. Mancinelli F. Il problema degli aiuti di Michelangelo // Michelangelo, la Cappella Sistina. Documenti e interpretazioni. — Novara: De Agostini, 1994. — Vol. III. — P. 107–114.
  • 13. Michelangelo and His Influence: Drawings from Windsor Castle: Exh. cat. / Ed. P. Joannides. — Washington: National Gallery of Art, 1996. — 215 p.
  • 14. Moretti M. Raffaello, Michelangelo e le maestranze artistiche urbinati a Roma. Rapporti, influenze, dipendenze // Arte Marchigiana. 1. — Urbino: Centro Studi G. Mazzini, 2014. — P. 63–108.
  • 15. Parker K. T. Catalogue of Drawings in the Ashmolean Museum II: Italian Schools. — Oxford: Clarendon Press, 1965. — 576 p.
  • 16. Preimesberger R. Paragons and Paragone: Van Eyck, Raphael, Michelangelo, Caravaggio, and Bernini. — Los Angeles: Getty Research Institute, 2011. — 158 p.
  • 17. Richter J. P. Literary Works of Leonardo Da Vinci. — London: Phaidon, 1970. — Vol. I. — 550 p.
  • 18. Taddeo and Federico Zuccaro. Artist-Brothers in Renaissance Rome / Ed. J. Brooks. — Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2007. — 144 p.
  • 19. Tolnay Ch. de. Corpus dei disegni di Michelangelo. — Novara: De Agostini, 1978. —Vol. III. — 110 p.
  • 20. Treves L. Daniele da Volterra and Michelangelo: A Collaborative Relationship // Apollo. — 2001. — No. 154. — P. 36–45.
  • 21. Wallace W. Michelangelo’s Assistants in the Sistine Chapel // Gazette des Beaux-Arts. — 1987. — Νο. 110 — P. 203–216.
  • 22. Wallace W. Instruction and Originality in Michelangelo’s Drawings // The Craft of Art: Originality and Industry in the Italian Renaissance and Baroque Workshop / Ed. A. Ladis. — Athens: University of Georgia Press, 1995. — P. 113–133.
  • 23. Wallace W. Michelangelo: The Artist, the Man, and His Times. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2010. — 424 p.
  • 24. Wilde J. Michelangelo and His Studio. Italian Drawings in the Department of Prints and Drawings in the British Museum. — London: British Museum Publications, 1953. — 142 p.