Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-56
Заголовок |
У порога классического стиля: алтарная картина Северной Италии рубежа XV– XVI веков. Некоторые наблюдения |
Автор |
Махо О. Г. |
email |
omakho@mail.ru |
Сведения об авторе |
Махо Ольга Георгиевна — кандидат искусствоведения, доцент, заведующая Научно-методическим сектором Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186; старший преподаватель.
Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191119. omakho@mail.ru |
В рубрике |
Искусство Ренессанса |
DOI | 10.18688/aa199-5-56 |
Год |
2019 |
Номер сборника |
9 |
Страницы |
628–633 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.034(450)4 |
Индекс ББК |
85.143(3) |
Аннотация |
В североитальянской живописи рубежа XV–XVI веков можно выделить группу алтарных живописных композиций, которые обладают чертами типологического сходства, — алтарь собора в Камерино (1493) Кривелли, «Мадонна делла Витториа» (1496) Мантеньи, «Алтарь Сан-Джоббе» (1487) и «Алтарь Сан-Дзаккариа» (1505) Беллини. Все они представляют собой большие алтари, в которых авторы почти во всех случаях отказались от композиции триптиха или полиптиха. Этот отказ продиктован стремлением создать композицию, где все персонажи объединены единым открытым пространством. Если среда, в которой представлены персонажи, и организована архитектурно, то своего рода полукруглая апсида или её подобие свидетельствуют о стремлении к достижению открытой пространственности, построенной без каких-либо иллюзионистических эффектов. С пространственной цельностью связано и другое значительное отличие рассматриваемых алтарей:отношения между персонажами, равно как и между всеми элементами композиции, строятся не на принципе координации, который был характерен для середины и второй половины Кватроченто, а на принципе субординации. Отмеченные особенности, проявившиеся в творчестве мастеров, чьё искусство в целом принадлежит Кватроченто, позволяют сделать вывод о том, что на рубеже XV и XVI вв. в монументальных алтарных композициях сформировалась тенденция, ведущая к сложению классического стиля. Причём это равно очевидно при обращении к живописи столь разных мастеров, как Дж. Беллини, А. Мантенья или К. Кривелли. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Махо О. Г. У порога классического стиля: алтарная картина Северной Италии рубежа XV– XVI веков. Некоторые наблюдения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 628–633. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-56
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Алпатов М. В. Высокое Возрождение // Всеобщая история искусств. — М.-Л.: Искусство, 1949. — Т. II: Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. — 635 с.
- 2. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935–1937. — 392 с., 791 с.
- 3. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. — М.: Прогресс. Культура, 1995. — 525 с.
- 4. Барраль-и-Альте К. История искусства. — М.: Астраль, 2009. —192 с.
- 5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского, под ред. А. Г. Габричевского: В 5-ти т. — М.: Искусство, 1956–1971. — 634 с., 891 с., 827 с., 663 с., 784 с.
- 6. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. — СПб: Алетейя, 1999. — 326 с.
- 7. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII–XVI вв.: В 2-х т. — М.: Искусство, 1977. — 223 с., 243 с.
- 8. Гращенков В. Н. Рафаэль.— М.: Искусство, 1971. — 220 с.
- 9. Гращенков В. Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. — М.: Наука, 1978. — С. 65–93.
- 10. Гращенков В. Н. Корреджо и проблема Высокого Возрождения // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2–3. — С. 131–153.
- 11. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / пер. с нем. Ю. Н. Попова. — СПб.: Андрей Наследников, 2002. — 237 с.
- 12. Рафаэль / Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т. — Т. 2: Эпоха Возрождения / Под ред. А. А. Губера и В. Н. Гращенкова. — М.: Искусство, 1966. — 397 с.
- 13. Эстетика Ренессанса: В 2-х т. / сост. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. — 649 с.
- 14. Andrea Mantegna, catalogo della mostra / a cura di J. Martineau. — Milano: Electa, 1992. — 499 p.
- 15. Burghardt J. K. Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genus des Kunstwerke Italiens. — Bazel, Schweighauser, 1855. — XV, 1122 S.
- 16. Crivelli a Brera, catalogo della mosta (Milano, Brera, 26 novembre 2009 — 28 marzo 2010) / a cura di E. Daffra. — Milano: Electa, 2009. — 277 p.
- 17. Giovanni Bellini, catalogo della mostra (Roma, Scuderie del Quirinale) / a cura di M. Lucco, G. C. F. Villa. — Milano: Silvana, 2008. — 384 p.
- 18. Honour H., Flemming J. The Visual Arts: A History. — Great Britain: Laurence King Publishing Ltd., 2009. — 996 p.
- 19. Jung W. Painting of the High Renaissance and Mannerism in Rome and Central Italy // The Italian Renaissance: Architecture, Sculpture, Painting, Drawing. — Cologne: Konemann, 1995. — P. 130–155.
- 20. Mantegna 1431–1506, catalogo della mostra (Parigi, musée du Louvre, 26 settembre 2008 — 5 gennaio 2009) / a cura di G. Agosti e D. Thiébaut. — Milano: Officina Libraria, 2008. — 479 p.
- 21. Rauch A. Painting of the High Renaissance and Mannerism in Rome and Central Italy // The Italian Renaissance: Architecture, Sculpture, Painting, Drawing. — Cologne: Konemann, 1995. — P. 308–348.
- 22. Rossi Iommetti P. Tutte le opere di Carlo Crivelli. — Roma, 2013.
|