Заголовок | Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным | ||||||||
Автор | Чуркина Д. А. | daria-4991@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Чуркина Дарья Александровна — научный сотрудник. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Кремль, Москва, Российская Федерация, 103132. daria-4991@mail.ru | ||||||||
В рубрике | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa199-5-55 | ||||||
Год | 2019 | Номер сборника | 9 | Страницы | 619–627 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 745.04 | Индекс ББК | 85.147 | ||||
Аннотация |
В XV–XVI вв. феррарский двор славился своей роскошью и богатством по всей Европе, что стало результатом методично проводимой правителями Феррары «политики великолепия» —комплекса мер, направленных на возникновение и поддержание безусловного авторитета представителей правящей династии д’Эсте. Одним из важных принципов культурной политики д’Эсте было сохранение куртуазных традиций позднего Средневековья, находившее выражение в обычаях, литературе и изобразительном искусстве феррарского двора. Зачастую образы позднесредневековой, в том числе религиозной, культуры становились проводниками уже новых, гуманистических идей. Святые покровители Феррары — святого Георгия и святого Маврелия — являлись символами преемственности традиций от Средневековья к Новому времени. Однако уже в период Раннего Возрождения фигуры этих святых постепенно стали ассоциироваться не только с городом, но и с представителями правящей династии. Важно учитывать, что «политика великолепия», проводимая синьорами д’Эсте, не ограничивалась исключительно светской культурой. Напротив, набожность и покровительство церкви оставались важнейшими добродетелями монарха. Святой Георгий, считавшийся воплощением идеального христианского рыцаря, одновременно ассоциировался с правителем Феррары, тогда как святой Маврелий мог олицетворять епископа, чей пост также часто занимали представители правящей династии или семей их придворных. Иконографический анализ образов этих святых в изобразительном искусстве и культуре ренессансной Феррары позволяет продемонстрировать особенности синтеза куртуазной, христианской и гуманистической составляющих «политики великолепия» династии д’Эсте. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Чуркина Д. А. Образы святых покровителей в придворной культуре и искусстве ренессансной Феррары: на границе между сакральным и куртуазным // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 619–627. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-55 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|