Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-53
Заголовок Влияние театральных мистерий на сиенское изобразительное искусство первой половины XV века на примере работ Сассетты
Автор email kolpashdd@mail.ru
Сведения об авторе Колпашникова Дарья Дмитриевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. kolpashdd@mail.ru
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-53
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 596605
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.7.034(450)4.7.046.3 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Театрализованные представления, сопровождавшие важные церковные праздники, были неотъемлемой частью европейской культуры со времён раннего Средневековья. Их сценография и машинерия, трактовка сюжетов, декоративное оформление оказали значительное влияние на развитие ренессансной живописи. На примере творчества сиенского художника Стефано ди Джованни да Кортона (Сассетты) в статье рассматривается воздействие образов религиозных мистерий на алтарную живопись первой половины Кватроченто. Сиена была одним из тосканских центров эпохи Возрождения, особенно активно проявивших себя в сопровождении и оформлении торжеств, в том числе связанных с чествованием недавно канонизированных местных святых (св. Бернардина, позднее св. Екатерины Сиенской). Готицизирующая манера Сассетты позволила художнику образно и выразительно интерпретировать впечатления, которые он мог получить во время просмотра мистерий: пение хора, пластику актёров, машинерию праздника. Среди произведений Сассетты, в которых прослеживается влияние раннеренессансных театрализованных представлений, — фрагмент«Алтаря Евхаристии» с образом св. Антония, образы Вознесения Богоматери, центральная панель алтаря Сансеполькро, посвящённая св. Франциску. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Колпашникова Д. Д. Влияние театральных мистерий на сиенское изобразительное искусство первой половины XV века на примере работ Сассетты // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 596–605. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-53
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М.: Лики культуры, 1996. — 591 с.
  • 2. Вавилина Н. Ю. Театральное пространство флорентийских мистерий эпохи Кватроченто. Взаимодействие театрального и изобразительного искусств: дис... к. и. н. — М., 2009. — 311 с.
  • 3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. (Полное издание в одном томе). — М.: Изд-во Альфа-книга, 2008. — 1278 с.
  • 4. Гращенков В. Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. — М., 2005. — 656 с.
  • 5. Театральное пространство: материалы научной конференции / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Випперовские чтения (X; 1978; М.) общ. ред. И. Е. Данилова; ред. Л. М. Смирнова. — М.: Советский художник, 1979. — 484 с.
  • 6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. — М.: Издательский центр РГГУ, 2001. — 436 с.
  • 7. Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. Представление мистерии // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года. — М.: Искусство, 1941. — 616 с.
  • 8. Колпашникова Д. Д. К вопросу об атрибуции двух пейзажей из Сиенской пинакотеки. Сассетта как пейзажист // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — Т. 7. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 516–528.
  • 9. Хожение Авраамия Суздальского («Исхождение Авраамия Суждальскаго на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945») // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII–XV века: исследования, тексты, комментарии. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 328–336.
  • 10. Christiansen K., Kanter L. B., Strehlke C. B. Painting in Renaissance Siena. 1420–1500. — New York, The Metropolitan Museum of Art, 1988. — 401 p.
  • 11. Israёls M. Sassetta’s Arte della Lana Altar-Piece and the Cult of Corpus Domini in Siena // The Burlington Magazine. — Vol. 143. — No. 1182 (Sep., 2001). — P. 532–543.
  • 12. Israёls M. Absence and Resemblance: Early Images of Bernardino da Siena and the Issue of Portraiture (with a New Proposal for Sassetta) // I Tatti Studies. — 2008. — Vol. XI. — P. 77–114.
  • 13. Mode R. L. San Bernardino in Glory // The Art Bulletin. — 1973. — LV. — No. 1. — P. 58–76.
  • 14. Sassetta: the Borgo San Sepolcro Altapiece / Ed. M. Israëls. — The Harvard University Center for Italian Renaissance Studies in Florence, Leiden, 2009. — Vol. 1. — 636 p.
  • 15. Syson L., Angelini А., Jackson Р., Nevola F., Piazzotta C. et al. Renaissance Siena. Art for a City. — London: National Gallery company, 2007. — 372 p.