Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-53
Заголовок |
Влияние театральных мистерий на сиенское изобразительное искусство первой половины XV века на примере работ Сассетты |
Автор |
Колпашникова Д. Д. |
email |
kolpashdd@mail.ru |
Сведения об авторе |
Колпашникова Дарья Дмитриевна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. kolpashdd@mail.ru |
В рубрике |
Искусство Ренессанса |
DOI | 10.18688/aa199-5-53 |
Год |
2019 |
Номер сборника |
9 |
Страницы |
596–605 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.7.034(450)4.7.046.3 |
Индекс ББК |
85.143(3) |
Аннотация |
Театрализованные представления, сопровождавшие важные церковные праздники, были неотъемлемой частью европейской культуры со времён раннего Средневековья. Их сценография и машинерия, трактовка сюжетов, декоративное оформление оказали значительное влияние на развитие ренессансной живописи. На примере творчества сиенского художника Стефано ди Джованни да Кортона (Сассетты) в статье рассматривается воздействие образов религиозных мистерий на алтарную живопись первой половины Кватроченто. Сиена была одним из тосканских центров эпохи Возрождения, особенно активно проявивших себя в сопровождении и оформлении торжеств, в том числе связанных с чествованием недавно канонизированных местных святых (св. Бернардина, позднее св. Екатерины Сиенской). Готицизирующая манера Сассетты позволила художнику образно и выразительно интерпретировать впечатления, которые он мог получить во время просмотра мистерий: пение хора, пластику актёров, машинерию праздника. Среди произведений Сассетты, в которых прослеживается влияние раннеренессансных театрализованных представлений, — фрагмент«Алтаря Евхаристии» с образом св. Антония, образы Вознесения Богоматери, центральная панель алтаря Сансеполькро, посвящённая св. Франциску. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Колпашникова Д. Д. Влияние театральных мистерий на сиенское изобразительное искусство первой половины XV века на примере работ Сассетты // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 596–605. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-53
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М.: Лики культуры, 1996. — 591 с.
- 2. Вавилина Н. Ю. Театральное пространство флорентийских мистерий эпохи Кватроченто. Взаимодействие театрального и изобразительного искусств: дис... к. и. н. — М., 2009. — 311 с.
- 3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. (Полное издание в одном томе). — М.: Изд-во Альфа-книга, 2008. — 1278 с.
- 4. Гращенков В. Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. — М., 2005. — 656 с.
- 5. Театральное пространство: материалы научной конференции / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Випперовские чтения (X; 1978; М.) общ. ред. И. Е. Данилова; ред. Л. М. Смирнова. — М.: Советский художник, 1979. — 484 с.
- 6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. — М.: Издательский центр РГГУ, 2001. — 436 с.
- 7. Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. Представление мистерии // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года. — М.: Искусство, 1941. — 616 с.
- 8. Колпашникова Д. Д. К вопросу об атрибуции двух пейзажей из Сиенской пинакотеки. Сассетта как пейзажист // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — Т. 7. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 516–528.
- 9. Хожение Авраамия Суздальского («Исхождение Авраамия Суждальскаго на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945») // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII–XV века: исследования, тексты, комментарии. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 328–336.
- 10. Christiansen K., Kanter L. B., Strehlke C. B. Painting in Renaissance Siena. 1420–1500. — New York, The Metropolitan Museum of Art, 1988. — 401 p.
- 11. Israёls M. Sassetta’s Arte della Lana Altar-Piece and the Cult of Corpus Domini in Siena // The Burlington Magazine. — Vol. 143. — No. 1182 (Sep., 2001). — P. 532–543.
- 12. Israёls M. Absence and Resemblance: Early Images of Bernardino da Siena and the Issue of Portraiture (with a New Proposal for Sassetta) // I Tatti Studies. — 2008. — Vol. XI. — P. 77–114.
- 13. Mode R. L. San Bernardino in Glory // The Art Bulletin. — 1973. — LV. — No. 1. — P. 58–76.
- 14. Sassetta: the Borgo San Sepolcro Altapiece / Ed. M. Israëls. — The Harvard University Center for Italian Renaissance Studies in Florence, Leiden, 2009. — Vol. 1. — 636 p.
- 15. Syson L., Angelini А., Jackson Р., Nevola F., Piazzotta C. et al. Renaissance Siena. Art for a City. — London: National Gallery company, 2007. — 372 p.
|