Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-52
Заголовок Неаполитанская пластика 1340-х годов между Тино ди Камаино и Андреа Пизано: Пачо и Джованни Бертини
Автор email marina.lopukhova@gmail.com
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. marina.lopukhova@gmail.com
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-52
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 588595
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(450):7.027.2 Индекс ББК 85.133(3):(4Ита)
Аннотация

Развитие пластики в средневековом и ренессансном Неаполе с момента приезда сиенского скульптора и архитектора Тино ди Камаино к анжуйскому королевскому двору было неизменно отмечено сильным тосканским присутствием. В 1320–1330-е гг. узнаваемая манера Тино стала стилеобразующей для готической неаполитанской скульптуры, прежде всего мемориальной, но была не единственной стилевой линией, существовавшей в скульптуре Неаполя в середине Треченто. Пример совмещения отдельных черт стиля сиенского мастера с классицизирующими устремлениями римской проторенессансной пластики (Арнольфо ди Камбио) и флорентийской скульптуры 1330-х гг. (Андреа Пизано) даёт творчество Пачо и Джованни Бертини. Выходцы из мастерской Андреа Пизано, упомянутые в неаполитанских документах как «братья-мраморщики», но не оставившие документально подтверждённых работ в самой Флоренции, они создали ключевой для Неаполя как в программном, так и в художественном отношении скульптурный ансамбль XIV в. — грандиозную гробницу короля Роберта Анжуйского во францисканском монастыре Санта Кьяра (начат в 1343 г.). Наиболее интересным примером самостоятельного стиля двух братьев, в котором отчетливее проявилось значение флорентийского художественного языка, являются рельефы со сценами из жития св. Екатерины Александрийской, возможно, украшавшие алтарную преграду церкви Санта Кьяра и дошедшие до наших дней в виде разрозненных фрагментов (Неаполь, Музей монастыря Санта Кьяра). С декором первого яруса кампанилы Флорентийского собора их роднит компактность композиции, специфическая пластика и физиогномическая характеристика персонажей, внимание к пейзажным, архитектурным и интерьерным деталям, охотное использование цитат из античной пластики. Обилие сходных черт позволяет поставить вопрос не только о знакомстве, но и об участии братьев Бертини или по меньшей мере младшего из них, Джованни, в работе над обширным ансамблем, созданным мастерской Пизано в 1330–1340-е гг.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М. А. Неаполитанская пластика 1340-х годов между Тино ди Камаино и Андреа Пизано: Пачо и Джованни Бертини // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 588–595. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-52
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Лопухова М. А. «Аллегория Скульптуры» Андреа Пизано на фасаде колокольни собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции — 2012. — М.: Наука, 2016. — С. 201–225.
  • 2. Bertaux E. Magistri Johannes et Pacius de Florentia Marmorarii fratres // Napoli Nobilissima. —1895. — Vol. 4. — P. 134–138, 147–152.
  • 3. Bock N. A Kingdom in Stone: Angevin Sculpture in Naples // The Anjou Bible / Ed. L. Watteeuw, J. Van der Stock. — Paris: Peeters, 2010. — P. 95–111.
  • 4. Bock N. Kanon und Variation: Virtus an Grabmälern in Neapel und Rom // Praemium virtutis. Grabmonumente und Begräbniszeremoniell im Zeichen des Humanismus / Ed. J. Poeschke. — Münster: Rhema, 2002. — P. 13–34.
  • 5. Bologna R., Causa R. Sculture lignee nella Campania. — Napoli: Stabilimento Tipografico Montanino, 1950. — 217 p.
  • 6. Bruzelius C., Giordano A., Giles L., Repola L., De Feo E., Basso A., Castagna E. L’eco delle pietre: History, Modeling, and GPR as Tools in Reconstructing the Choir Screen at Sta. Chiara in Naples // Archeologia e Calcolatori. — 2018. — Suppl. 10. — P. 81–103.
  • 7. Chelazzi Dini G. Pacio e Giovanni Bertini da Firenze e la bottega napoletana di Tino di Camaino. — Prato: Martini, 1996. — 133 p.
  • 8. Fraschetti S. Dei bassorilievi rappresentanti la leggenda di Santa Caterina in Santa Chiara di Napoli // L’Arte. — 1898. —Vol. I. — P. 245–255.
  • 9. Galante G. A. Guida sacra della Città di Napoli. — Napoli: Società Ed. Napoletana, 1985. — 386 p.
  • 10. Kreytenberg G. Andrea Pisano und die toskanische Skulptur des 14. Jahrhunderts. — München: Bruckmann, 1984. — 424 S.
  • 11. Moskowitz A. F. Trecento Classicism and the Campanile Hexagons // Gesta. — 1983. —Vol. 22. — P. 49–65.
  • 12. Panofsky E. Tomb Sculpture: Four Lectures on Its Changing Aspects from Ancient Egypt to Bernini. — London: Thames and Hudson, 1964. — 319 р.
  • 13. Toesca P. Il Trecento. — Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1951. — 979 p.
  • 14. Venturi A. Storia dell’arte italiana. — Milano: Hoepli, 1906. — Vol. IV. — 970 p.