Аннотация |
С римским завоеванием в I в. н. э. начался процесс романизации центральных Балкан, в ходе которого племенные общины были объединены в административные единицы. При этом границы доримских племенных территорий не полностью совпали с вновь образованными провинциями, что обусловило взаимные культурные влияния в соседствующих провинциях, смешение римских и локальных черт в художественной сфере. В I в. наблюдается большое разнообразие скульптурных типов,однако на протяжении всего периода римского господства доминируют культовые рельефы и статуи.В искусстве на территории центральных балканских провинций заметно выраженное воздействие римской культуры — коренное население здесь достаточно легко адаптировалось к процессу романизации. Южные части центральных Балкан были в большей степени подвержены влиянию греческой культуры,с которой соприкасались еще с середины VII в. до н. э. В более крупных центрах, таких как Сингидунум,Виминациум, Наис, Скупи, статуи и рельефы изготовлялись по канонам римского искусства, с опорой на классические и эллинистические образцы. В то же время во внутренних районах центральных Балкан произведения, созданные также под влиянием римских образцов, демонстрируют выраженные местные черты, которые проявляются в упрощенности, фронтальности композиции и линейности моделировки. Это особенно заметно в западной и юго-западной частях рассматриваемых территорий, а также в некоторых населенных пунктах восточной части региона. На протяжении II–III вв. наряду с искусными приезжими мастерами из Греции, Малой Азии и Средиземноморья, работавшими в более крупных центрах, местные мастерские также производили разнообразные скульптуры, в той или иной мере успешно копируя римские типы. Так в течение III в. различные культурные и художественные влияния встречались и смешивались, зачастую пересекая пределы административных границ провинций, подготавливая почву для иконографического синкретизма IV в. Традиции изготовления скульптуры, копирующей классические образцы, сосуществовали с локальным производством с его более выраженными признаками местных художественных вкусов до конца римского правления. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Cermanović-Kuzmanović A. Grobnica jedne ugledne porodice u Kolovratu kod Prijepolja. Arheološki Vestnik, no. 41. Ljubljana, Research Center of the Slovenian Academy of Sciences and Arts Publ., 1990, pp. 227–234 (in Serbian).
- 2. Cermanović-Kuzmanović A. Komini — Мunicipium S....nekropole. Belgrade, Faculty of Philosophy Publ., 1998, pp. 1–23 (in Serbian).
- 3. Čerškov E. Antička bista žene iz Klokota. Glasnik Muzeja Kosova i Metohije, no. 3. Priština, Muzej Kosova i Metohije Publ., 1958, pp. 187–193 (in Serbian).
- 4. Dušanić S. Roman Mining in Illyricum: Historical Aspects. Dall’ Adriatico al Danubio-L’Illirico nell’età greca e romana, Atti del convegno internazionale, Cividale del Friuli, 25–27 settembre 2003. Pisa, ETS Publ., 2004, pp. 247–270.
- 5. Garašanin М.; Vasić М.; Marjanović-Vujović G. Pontes-Camp et point de Trajan. Cahiers des Portes de Fer, II. Belgrade, Institut Archeologique de Belgrade; Museé National de Belgrade; Département d’archéologie de la faculté de philosophie de Belgrade; Sociéte archéologique de Serbie Publ., 1984, pp. 25–84 (in Serbian and French).
- 6. Gavrilović N. Kultovi maloazijskih i sirijskih božanstava u rimskim provincijama na centralnom Balkanu, Ph. D. Thesis. Beograd, University of Belgrade, Faculty of Philosophy, Department of Archaeology, 2010. 370 p. Unpublished (in Serbian).
- 7. Gavrilović N. Kult Herkula i Merkura u Gornjoj Meziji. I–IV vek n. e. Beograd, Arheološki institut Publ., 2014. 192 p. (in Serbian).
- 8. Gavrilović N. The Marble Group Depicting Drunken Dionysus with Satyr from Mediana. Ante Portam Auream. Studia in Honorem Professoris Aleksandar Jovanović. Belgrade, University of Belgrade, Faculty of Philosophy Publ., 2017, pp. 193–203.
- 9. Jevtović J. (ed.). Antički portret u Jugoslaviji. Narodni Muzej. Beograd, Narodni muzej Publ., 1987. 252 p. (in Serbian).
- 10. Korać M.; Pop-Lazić S. (eds.). Roman Limes and Cities on the Territory of Serbia. Catalogue. Belgrade, Serbian Academy of Sciences and Arts; Archaeological Institute Publ., 2018. 389 p.
- 11. Mandić L. Antičke nekropole jugozapadne Srbije. Užice, Narodni muzej Užice Publ., 2015. 314 p. (in Serbian).
- 12. Mirković M. Inscriptions de la Mésie Supérieure II: Viminacium et Margum. Belgrade, Centre d’études épigraphiques et numismatiques Publ., 1986. 234 p. (in French).
- 13. Mirković M. Sirmium. Istorija rimskog grada od I do kraja VI veka. Sremska Mitrovica, Blago Sirmijuma Publ., 2008. 142 p. (in Serbian).
- 14. Мirković M. Municipium S. Rimski grad u Kominima kod Pljevalja. Beograd, Filozofski fakultet Univerziteta u Beogradu Publ., 2013. 159 p. (in Serbian).
- 15. Mócsy A. Pannonia and Upper Moesia: A History of the Middle Danube Provinces of the Roman Empire. New York, Routledge Publ., 2014. 506 p.
- 16. Papazoglu F. Srednjobalkanska plemena u predrimsko doba. Sarajevo, Akademija nauka i umjetnosti Bosne i Hercegovine Publ., 1969. 510 p. (in Bosnian).
- 17. Petković S.; Gavrilović Vitas N.; Miladinović-Radmilović N.; Ilijić B. Pogrebni ritual i Dionisov kult u Ravni. Arheološki institut, Posebna izdanja, book 57. Beograd, Knjaževac, Arheološki institut, Zavičajni muzej Knjaževac Publ., 2016. 94 p.
- 18. Pilipović S. Mit i ljubav. Predstave na nadgrobnim spomenicima rimske provincije Gornje Mezije. Beograd, Balkanološki institut SANU Publ., 2007. 176 p. (in Serbian).
- 19. Popović I. Dea Dardanica iz Medijane i srodni spomenici iz balkanskih provincija Carstva. Niš i Vizantija VI. Niš, Niški kulturni centar Publ., 2008, pp. 31–43 (in Serbian).
- 20. Popović I. Sirmium. Mermerne Sculpture. Beograd; Sremska Mitrovica, Arheološki institute Publ., 2012, pp. 1–132 (in Serbian).
- 21. Popović I. “In hoc signo vinces”. Konstantin Veliki i Milanski edikt. Rađanje hrišćanstva u rimskim provincijama na tlu Srbije. Katalog. Beograd, Narodni muzej Beograd Publ., 2013, pp. 138–159 (in Serbian).
- 22. Spasić-Đurić D. Grad Viminacijum. Požarevac, Narodni muzej Požarevac Publ., 2015, pp. 1–223 (in Serbian).
- 23. Srejović D.; Cermanović-Kuzmanović A. Rimska skulptura u Srbiji. Beograd, SANU Publ., 1987, pp. 1–174 (in Serbian).
- 24. Tomović M. Roman Sculpture in Upper Moesia. Belgrade, Institute of Archaeology Publ., 1992, pp. 1–205.
- 25. Tomović M.; Marković-Nikolić Lj. Marble Sculptures from the Collection of Milan Stojimirović Jovanović in the National Museum at Smederevo. Vestigatio Vetustatis. To Aleksandrina Cermanović Kuzmanović from Friends, Colleagues and Students. Belgrade, Faculty of Philosophy Publ., 2001, pp. 453–492.
- 26. Vasić M. Bronze Railing from Mediana. Starinar, 2003, vol. 53–54. Belgrade, Institute of Archaeology Publ., 2004, pp. 79–110.
- 27. Vasić M. Sculptures and “the Sanctuary of Aesculapius” in Mediana. Starinar, vol. 68. Belgrade, Institute of Archaeology Publ., 2018, pp. 89–109.
- 28. Vasić M.; Milošević G.; Gavrilović Vitas N.; Crnoglavac V. Constantine’s Villa at Mediana. Niš, National Museum Niš Publ., 2016. 109 p.
- 29. Veličković M. Rimska sitna bronzana plastika u Narodnom muzeju. Beograd, Narodni muzej Beograd Publ., 1972. 207 p. (in Serbian).
- 30. Zef M. A propos de la Romanisation des Dardaniens. Iliria, no. 5. Tirana, l’Institut Archéologique d’Albanie, 1976, pp. 143–150 (in French).
- 31. Zotović R. Rimski nadgrobni spomenici istočnog dela provincije Dalmacije. Užice, Kadinjača Publ., 1995. 177 p. (in Serbian).
|