Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-8
Заголовок Статуи «обычные» и «культовые»: границы художественного и религиозного в язычестве и иудаизме в начале новой эры
Автор email a.panteleev@spbu.ru
Сведения об авторе Пантелеев Алексей Дмитриевич — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa199-1-8
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 8089
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94(37).07 + 94(569.4).022; 7.032(37) Индекс ББК 86.3; 85.13
Аннотация

Статья посвящена вопросу определения «культовых» и «декоративных» статуй язычниками и иудеями во время Римской империи (I–III вв.). Иудеи испытывали немало проблем, связанных со статуями античных богов, героев и обожествленных правителей: исполнение библейских указаний, которые требовали уничтожения языческих идолов, могло привести к тяжелым последствиям. Эти статуи находились на улицах и площадях городов, в общественных зданиях и на рынках, в театрах и термах. Необходимо было выработать четкие и понятные правила поведения, позволяющие вести нормальную социальную и экономическую жизнь и в то же время не дающие совершить отступничество. Ситуация усугублялась отсутствием однозначных критериев «сакральности» у самих язычников. Решению этих проблем посвящен трактат «Авода Зара». В статье анализируются три вопроса, обсуждающихся в «Авода Зара»: определение языческой культовой статуи; определение места, служащего поклонению богам, и «десакрализация» таких статуй — набор действий, делающих «незаконное» дозволенным. Так как однозначное определение того, что делает статую «культовой» и запретной, было невозможно, то законоучители решили в этом вопросе ориентироваться на мнение самих язычников: почитаемые ими статуи были запретны, а «десакрализованные» — разрешены для вторичного использования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Пантелеев А. Д. Статуи «обычные» и «культовые»: границы художественного и религиозного в язычестве и иудаизме в начале новой эры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 80–89. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-8
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Пантелеев А. Д. Пределы эллинизации: античный otium и иудеи // Феномен досуга в античном мире / Ред. Э. Д. Фролов. — СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2012. — С. 386–399.
  • 2. Пантелеев А. Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2015. — № 3. — С. 91–104.
  • 3. Belayche N. Iudaea-Palaestina. The Pagan Cults in Roman Palestine (Second to Fourth Century). — Tübingen: Möhr-Siebeck, 2001. — 386 S.
  • 4. Burrell B. Neokoroi: Greek Cities and Roman Emperors. — Leiden: Brill, 2004. — 422 p.
  • 5. Eddy S. The Gold in the Athena Parthenos // American Journal of Archaeology. — 1977. — Vol. 81. — P. 107–111.
  • 6. Ehrenkrook J., von. Sculpture, Space and the Poetics of Idolatry in Josephus’ “Bellum Judaicum” // Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic, and Roman Period. — 2008. — Vol. 39. — P. 170–191.
  • 7. Eliav Y. Z. Viewing the Sculptural Environment: Shaping the Second Commandment // The Talmud Yerushalmi and the Graeco-Roman Culture. — Tübingen: Möhr Siebeck, 2002. — Vol. 3. — P. 411–433.
  • 8. Eliav Y. Z. Bathhouses as Places of Social and Cultural Interaction // The Oxford Handbook of Jewish Daily Life in Roman Palestine / Ed. C. Hezser. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — P. 605–622.
  • 9. Estienne S. Simulacra deorum versus ornamenta aedium: The Status of Divine Images in the Temples of Rome // Divine Images and Human Imaginations in Ancient Greece and Rome / Ed. by J. Mylonopoulos. — Leiden: Brill, 2010. — P. 257–271.
  • 10. Estienne S. Images // A Companion to the Archaeology of Religion in the Ancient World / Ed. R. Raja, J. Rüpke. — Malden; Oxford: Willey Blackwell, 2015. — P. 379–387.
  • 11. Furstenberg Y. The Rabbinic View of Idolatry and the Roman Political Conception of Divinity // Journal of Religion. — 2010. — Vol. 90. — P. 335–366.
  • 12. Gaifman M. Aniconism and the Notion of “Primitive” in Greek Antiquity // Divine Images and Human Imaginations in Ancient Greece and Rome / Ed. J. Mylonopoulos. — Leiden: Brill, 2010. — P. 63–86.
  • 13. Geiger J. The Ruler Cult in Ancient Palestine // Cathedra: For the History of Eretz Israel and Its Yishuv. — 2004. — Iss. 111. — P. 5–14.
  • 14. Halbertal M. Coexisting with the Enemy: Jews and Pagans in the Mishnah // Tolerance and Intolerance in Early Judaism and Christianity / Ed. G. N. Stanton, G. G. Stroumsa. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — P. 159–172.
  • 15. Jacobs M. Römische Thermen kultur im Spiegel des Talmud Yerushalmi // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture / Ed. P. Schafer. — Tübingen: Möhr-Siebeck, 1998. — Vol. 1. — P. 219–311.
  • 16. Lieberman S. Palestine in the Third and Fourth Centuries // Jewish Quarterly Review. — 1946. — Vol. 36. — P. 329–370.
  • 17. Moede K. The Dedication of Cult Statues at the Altar. A Roman Pictorial Formula for the Introduction of New Cults // Divine Images and Human Imaginations in Ancient Greece and Rome / Ed. J. Mylonopoulos. — Leiden: Brill, 2010. — P. 273–288.
  • 18. Mylonopoulos J. Introduction: Divine Images Versus Cult Images. An Endless Story about Theories, Methods, and Terminologies // Divine Images and Human Imaginations in Ancient Greece and Rome / Ed. J. Mylonopoulos. — Leiden: Brill, 2010. — P. 1–20.
  • 19. Neis R. Eyeing Idols: Rabbinic Viewing Practices in Late Antiquity // Jewish Quarterly Review. — 2012. — Vol. 102. — P. 533–560.
  • 20. Noy D. “A Sight Unfit to See”: Jewish Reactions to the Roman Imperial Cult // Classics Ireland. — 2001. — Vol. 8. — P. 68–83.
  • 21. Price S. R. F. Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 289 p.
  • 22. Prost F. Norme et image divine: L’exemple de la ‘statue d’or’ de l’Acropole // La norme en matière religieuse en Grece ancienne: Actes du XIe colloque du CIERGA, Rennes, septembre 2007 / Ed. P. Brulé. — Liège: Presses universitaires de Liège, 2009. — P. 243–260.
  • 23. Robert L. Recherches épigraphiques VI: inscription d’Athènes // Revue des Études Anciennes. — 1960. — T. 62. — P. 316–324.
  • 24. Roth A.-M. Fingers, Stars and the ‘Opening of the Mouth’: The Nature and Function of the ntrwy-Blades // Journal of Egyptian Archaeology. — 1993. — Vol. 79. — P. 57–79.
  • 25. Schwartz S. The Rabbi in Aphrodite’s Bath: Palestinian Society and Jewish Identity in the High Roman Empire // Being Greek under Rome: Cultural Identity, the Second Sophistic, and the Development of Empire / Ed. S. Goldhill. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — P. 335–361.
  • 26. Sommer B. D. The Bodies of God and the World of Ancient Israel. — New York, Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — 334 p.
  • 27. Urbach E. E. The Rabbinical Laws of Idolatry in the Second and Third Centuries in the Light of Archaeological and Historical Facts // Israel Exploration Journal. — 1959. — Vol. 9. — P. 229–245.
  • 28. Varner E. R. Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. — Leiden: Brill, 2004. — 340 p.
  • 29. Vermeule С., Anderson K. Greek and Roman Sculpture in the Holy Land // Burlington Magazine. — 1981. — Vol. 123. — No. 934. — P. 7–19.
  • 30. Wasserstein A. Rabban Gamliel and Proclus of Naucratis // Zion. — 1980. — Vol. 45. — P. 257–267.
  • 31. Weiss Z. Theatres, Hippodromes, Amphitheatres and Performances // The Oxford Handbook of Jewish Daily Life in Roman Palestine / Ed. C. Hezser. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — P. 623–640.
  • 32. Weiss Z. Public Spectacles in Roman and Late Antique Palestine. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2014. — 361 p.
  • 33. Yadin Y. The Finds from the Bar Kokhba Period in the Cave of Letters. — Jerusalem: Israel Exploration Society, 1963. — 279 p.