Аннотация |
В статье исследуются проблемы, связанные с концепцией власти в ассирийском и персидском имперском искусстве. Само понятие мировой империи рождается на Древнем Востоке. Новоассирийскую и ахеменидскую державы можно рассматривать как первые реальные политические силы, претендующие на универсальную гегемонию, выражающие себя в сложных системах политической пропаганды, в которых ставка делается на тексты, монументальное искусство и архитектуру.
Ассирийская политическая пропаганда через царские надписи и изобразительное искусство намеренно транслировала тему насилия. Ключевой была идея неуязвимости ассирийского царя, его армии, непреклонности воли монарха в преодолении любых препятствий, как природных, так и созданных человеком. Всегда акцентировалась прочная связь Ассирии с ее богами, благодаря которой подавляется бесполезное сопротивление врагов.
Персидская государственная пропаганда, напротив, отражала идею большой мульти-культурной империи, построенной на добровольном подчинении и интеграции. Хотя художественная программа Ахеменидов во многом базировалась на месопотамских традициях, в персидском официальном искусстве практически не использовались нарративные схемы ни в текстах, ни в изображениях. Сцены насилия в нем отсутствуют, тема войны почти не представлена. Ахеменидское официальное искусство демонстрирует универсальный мир и порядок, гарантом которого выступает царь. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Ambos C. Ancient Near Eastern Royal Rituals. Religion Compass, 2014, vol. 8, pp. 327–336.
- 2. Ataç M. A. Mythology and Kingship in Neo-Assyrian Art. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2007. 297 p.
- 3. Brisch N. Of Gods and Kings: Divine Kingship in Ancient Mesopotamia. Religion Compass, 2013, vol. 2, pp. 37–46.
- 4. Calmeyer P. Babylonische und Assyrische Elemente in der achaimenidischen Kunst. Sancisi-Weerdenburg H.; Kuhrt A.; Root M. (eds.). Continuity and Change (Achaemenid History VIII). Leiden, Nederlands Institut voor het Nabije Oosten Publ., 1994, pp. 131–147.
- 5. Cool Root M. The King and Kingship in Achaemenid Art. Leiden, Brill Publ., 1979. 357 p.
- 6. Curtis J. E; Reade J. Art and Empire: Treasures from Assyria in the British Museum. London, Trustees of the British Museum Publ., 1995. 224 p.
- 7. Fleming D. E. Chasing down the Mundane: The Near East with Social Historical Interest. Journal of Ancient Near Eastern History, 2014, vol. 1, pp. 5–20.
- 8. Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integrations of Society and Nature. Chicago, University of Chicago Press Publ., 1948. 444 p.
- 9. Helms M. Craft and the Kingly Ideal: Art, Trade and Power. Austin, University of Texas Press Publ., 1993. 303 p.
- 10. Karlsson M. Relations of Power in Early Neo-Assyrian State Ideology. Berlin, De Gruyter Publ., 2016. 507 p.
- 11. Kertai D. The Architecture of Late Assyrian Royal Palaces. Oxford, Oxford University Press Publ., 2015. 368 p.
- 12. Kurth A. The Achaemenid Concept of Kingship. Iran, 1984, vol. 22, pp. 156–160.
- 13. Kuhrt A. The Ancient Near East: c. 3000–330 BC., 2 vols. London, Routledge Publ., 1997. 782 p.
- 14. Lambert W. G. The God Aššur. Iraq, vol. 45, 1983, pp. 82–86.
- 15. Larsen M. T. (ed.). Power and Propaganda: A Symposium on Ancient Empires. Copenhagen, Akademisk Forlag Publ., 1979. 404 p.
- 16. Liverani M. Ideology of the Assyrian Empire. Larsen M. T. (ed.). Power and Propaganda: A Symposium on Ancient Empires. Copenhagen, Akademisk Forlag Publ., 1979, pp. 297–317.
- 17. Liverani M. The Deeds of Ancient Mesopotamian kings. Sasson J. (ed.). Civilizations of the Ancient Near East. New York, Scribner Publ., 1995, pp. 2353–2366.
- 18. Machinist P. Kingship and Divinity in Imperial Assyria. Beckman G.; Lewis T. J. (eds.). Text, Artifact, and Image. Revealing Ancient Israelite Religion. Providence, Brown University Judaic Studies Publ., 2006, pp. 152–188.
- 19. Nylander C. Achaemenid Imperial Art. Larsen M. T. (ed.). Power and Propaganda, Mesopotamia 7. Copenhagen, Akademisk Vorlag Publ., 1979, pp. 345–360.
- 20. Panaino A. The Mesopotamia Heritage of Achaemenian Kingship. Aro S.; Whiting R. M. (eds.). The Heirs of Assyria. Helsinki, The Neo-Assyrian Text Corpus Project Publ., 1998, pp. 35–51.
- 21. Pongratz-Leisten B. Religion and Ideology in Assyria. Studies in Ancient Near Eastern Records 6. Berlin, De Gruyter Publ., 2015. 570 p.
- 22. Porter B. N. 1996. Politics and Public Relations Campaigns in Ancient Assyria: King Esarhaddon and Babylonia. Proceedings of the American Philosophical Society, vol. 140, no. 2, pp. 164–174.
- 23. Postgate J. N. The Land of Assur and the Yoke of Assur. World Archaeology, 1992, vol. 23, no. 3, pp. 248–263.
- 24. Reade J. E. Ideology and Propaganda in Assyrian Art. Larsen M. T. (ed.). Power and Propaganda, Mesopotamia 7. Copenhagen, Akademisk Vorlag Publ., 1979, pp. 329–343.
- 25. Roaf M. Mesopotamian Kings and the Built Environment. Hill J. A.; Jones P.; Morales A. J. (eds.). Experiencing Power, Generating Authority: Cosmos, Politics and the Ideology of Kingship in Ancient Egypt and Mesopotamia. Philadelphia, University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology Publ., 2013, pp. 331–360.
- 26. Taithe B.; Thonton T. (eds.). Propaganda. Political Rhetoric and Identity 1300–2000. Thrupp, Sutton Publ., 1999. 288 p.
- 27. Thomason A. K. Luxury and Legitimation: Royal Collecting in Ancient Mesopotamia. Aldershot, Ashgate Publ., 2005. 272 p.
- 28. Thomason A. The Materiality of Assyrian Sacred Kingship. Religion Compass, vol. 10, no. 6, 2016, pp. 133–148.
- 29. Winter I. J. Art in Empire: The Royal Image and Visual Dimensions of Assyrian Ideology. Parpola S.; Whiting R. (eds.). Assyria 1995. Helsinki, University of Helsinki Press Publ., 1997, pp. 359–381.
|