Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-2
Заголовок «Ориентализирующее» искусство Анатолии (VIII–VI вв. до н. э.).
Автор email kisbalim@gmail.com
Сведения об авторе Кишбали Тамаш Петер — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa199-1-2
Год 2019 Номер сборника 9 Страницы 2229
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032 Индекс ББК 63.3(0)31; 85.103(3)
Аннотация

VIII — первая половина VI в. до н. э. в Анатолии ознаменованы расцветом Фригии и Лидии. В материальной культуре этих царств мы находим как предметы, выполненные согласно локальным традициям, так и изделия, созданные в соответствии с экзотическими вкусами элиты, ориентированной на «восточные» образцы. В настоящей статье предлагается рассмотреть художественные изделия, происходящие из Фригии и Лидии, в зеркале современных дискуссий об «ориентализирующем» феномене в истории древнего мира.

Термин «ориентализирующий [стиль]», введенный для обозначения группы изделий, содержащих «восточные» мотивы или созданных по импортированным образцам, впоследствии стал применяться для обозначения целого ряда явлений, изменений в древнегреческой культуре, искусстве и обществе. В последние десятилетия этот термин наряду с другими распространенными культурными категориями подвергается критике и пересмотру. Если изначально основным предметом исследований было (греческое) искусство эгейского ареала в VIII–VII вв. до н. э., то интерес современных исследователей больше всего привлекают сложные системы обмена между представителями элит в ареале всего Средиземноморья. «Ориентализирующая» материальная культура — это горизонт, простирающийся «от Ассирии до Иберии».

Однако место и роль культур внутренних регионов Анатолии (в первую очередь Фригии и Лидии) в этой системе пока что остаются недостаточно освещенными. Анатолийские цари и элиты напрямую сообщались с территориями — источниками «ориентализирующих» предметов (художественными центрами Северной Сирии и регионами Ассирийской державы). Предметы отбирались в соответствии с предпочтениями фригийских и лидийских элит. Местные же мастера воспроизводили «восточные» прототипы и интерпретировали их по-новому. В статье продемонстрированы, с одной стороны, интегрированность анатолийских царств в сложную систему обмена между элитами первой половины I тысячелетия до н. э., а с другой — анатолийский вариант «ориентализирующего» феномена.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кишбали Т.П. «Ориентализирующее» искусство Анатолии (VIII–VI вв. до н. э.). // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. С. 22–29. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-2
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Akurgal E. Orient und Okzident. Die Geburt der griechischen Kunst. Baden-Baden, Holle Verlag Publ., 1966. 256 p. (in German).
  • 2. Aruz J.; Graff S. B.; Rakic Y. (eds.). Assyria to Iberia at the Dawn of the Classical Age. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 2014. 448 p.
  • 3. Aruz J.; Seymour M. (eds.). Assyria to Iberia: Art and Culture in the Iron Age. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 2016. 376 p.
  • 4. Bammer A.; Muss U. Das Artemision von Ephesos: das Weltwunder Ioniens in archaischer und klassischer Zeit. Mainz am Rhein, Philipp von Zabern Publ., 1996. 92 p. (in German).
  • 5. Boardman J. The Diffusion of Classical Art in Antiquity. Princeton, Princeton University Press Publ., 1994. 352 p.
  • 6. Burkert W. Die orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur. Heidelberg, Carl Winter; Universitätsverlag Publ., 1984. 135 p. (in German).
  • 7. Burkert W. The Orientalizing Revolution. Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge; London, Harvard University Press Publ., 1992. 225 p.
  • 8. Cahill N. Sardis 2012. Kazı Sonuçları Toplantısı, 2014, no. 35 (3), pp. 119–135 (in Turkish).
  • 9. Ebbinghaus S. Patterns of Elite Interaction: Animal-Headed Vessels in Anatolia in the Eighth and Seventh Centuries B.C. Collins B. J., Bachvarova M. R.; Rutherford I. C. (eds.). Anatolian Interfaces. Hittites, Greeks and their Neighbors. Oxford, Oxbow Publ., 2007, pp. 181–190.
  • 10. Franklin J. “A Feast of Music”: The Greco-Lydian Musical Movement on the Assyrian Periphery. Collins B. J.; Bachvarova M. R.; Rutherford I. C. (eds.). Anatolian Interfaces. Hittites, Greeks and Their Neighbors. Oxford, Oxbow Publ., 2007, pp. 193–204.
  • 11. Greenewalt C. H. Jr. Lydian Pottery. Lidya’da Çömekçilik. Cahill N. D. (ed.). Lidyalılar ve Dünyaları. The Lydians And Their World. Istanbul, Yapı Kredi Yayınları Publ., 2010, pp. 107–124 (in Turkish).
  • 12. Gunter A. C. Greek Art and the Orient. Cambridge; New York, Cambridge University Press Publ., 2009. 257 p.
  • 13. Hanfmann G. M. A.; Ramage N. A. Sculpture from Sardis: The Finds through 1975.Cambridge; London, Harvard University Press Publ., 1978. 322 p.
  • 14. Kaplan P. Dedications to Greek Sanctuaries by Foreign Kings in the Eighth through Sixth Centuries BCE. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 2006, Bd 55, H. 2, pp. 129–152.
  • 15. Kisbali T. P. Compositional Features of the Sculpted Naiskos of a Goddess from Sardis. Nalimova N.; Kisbali T.; Lopukhova M. (eds.). “Na ioniiskii lad ia poiu…”: Sbornik statei v chest’ N. M. Nikulinoi (“But I Come of Heroes’ and Heroines’ Brave Deeds to Sing…”: Collection of Essays in Honor of Natalia Nikulina). Moscow, Knizhnyi Dom Uneversitet, Universitetskaia Kniga Publ., 2018, pp. 81–97 (in Russian).
  • 16. Kisbali T. P. Influencing Lydia: The “Kybele Shrine” from Sardis in Its Near Eastern and Greek Contexts. Laflı E.; Kan Şahin G.; Labarre G. (eds.). Archaeology and History of Lydia from the Early Lydian Period to Late Antiquity (8th Century B.C. — 6th Century A.D.). Colloquia Anatolica et Aegaea — Acta congressus communis omnium gentium Smyrnae IV. Besançon, Presses Universitaires de Franche-Comte Publ., forthcoming.
  • 17. Knudsen A. K. A Study of the Relation between Phrygian Metalware and Pottery in the Eight and Seventh Centuries B.C., Ph. D. Dissertation. University of Pennsylvania, Philadelphia, 1961. 320 p.
  • 18. Mallowan M. E. L. Nimrud and Its Remains, 2 vols. London, Collins Publ., 1966. 677 p.
  • 19. Martin S. R. The Art of Contact. Comparative Approaches to Greek and Phoenician Art. Philadelphia, University of Pennsylvania Press Publ., 2017. 320 p.
  • 20. McGovern P. E. et al. A Funerary Feast Fit for King Midas. Nature, 1999, no. 402, pp. 863–864.
  • 21. Morris S. P. The View from East Greece: Miletus, Samos, Ephesus. Riva C.; Vella N. C. (eds.). Debating Orientalization: Multidisciplinary Approaches to Processes of Change in the Ancient Mediterranean. London, Equinox Publ., 2010, pp. 66–84.
  • 22. Muscarella O. W. The Oriental Origin of Siren Cauldron Attachments. Hesperia, 1962, vol. 31, no. 4, pp. 317–329.
  • 23. Muscarella O. W. King Midas of Phrygia and the Greeks. Muscarella O. W. Archaeology, Artifacts and Antiquities of the Ancient Near East. Sites, Cultures and Proveniences. Leiden; Boston, Brill Publ., 2013, pp. 703–724.
  • 24. Nalimova N. A.; Savina I. A. Creating Monumental Tombs of Cyprian Salamis: The Role of the Funeral Rites, the Prototypes and Parallels. Zakharova А.; Stanyukovich-Denisova E.; Maltseva S. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 9. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2019, pp. 30–44. Available at: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-3 (accessed 20 November 2019) (in Russian).
  • 25. Ohnesorg A. Der Kroisos-Tempel. Neue Forschungen zum archaischen Dipteros der Artemis von Ephesos. Wien, ÖAW Publ., 2007. 222 p. (in German).
  • 26. Poulsen F. Der Orient und der frühgrechische Kunst. Leipzig; Berlin, Teubner Publ., 1912. 195 p. (in German).
  • 27. Purcell N. Orientalizing: Five Historical Questions. Riva C.; Vella N. C. (eds.). Debating Orientalization: Multidisciplinary Approaches to Processes of Change in the Ancient Mediterranean. London, Equinox Publ., 2010, pp. 21–30.
  • 28. Riva C.; Vella N. C. (eds.). Debating Orientalization: Multidisciplinary Approaches to Processes of Change in the Ancient Mediterranean. London, Equinox Publ., 2010. 224 p.
  • 29. Sams K. G. Phrygian Painted Animals: Anatolian Orientalizing Art. Anatolian Studies, 1974, vol. 24, pp. 169–196.
  • 30. Schaeffer J. S.; Ramage N. H.; Greenewalt C. H. Jr. The Corinthian, Attic, and Lakonian Pottery from Sardis. Cambridge; London, Harvard University Press Publ., 1997. 152 p.
  • 31. Sherratt S. Feasting in Homeric Epic. Hesperia, 2004, vol. 73, no. 2, pp. 301–337.
  • 32. Simpson E. The Gordion Wooden Objects, vol. 1: The Furniture from Tumulus MM. Leiden; Boston, Brill Publ., 2010. 285 p.
  • 33. Tanaka K. T. Anatolia in the Gap: Phrygia, Lydia, and Orientalizing Reconsidered, Ph. D. dissertation. University of Pennsylvania, Philadelphia, 2018. 433 p. Available at: https://search.proquest.com/docview/2118178374 (accessed 28 June 2019).
  • 34. Whitley J. The Archaeology of Ancient Greece. Cambridge; New York, Cambridge University Press Publ., 2001. 484 p.
  • 35. Winter I. J. North Syria in the Early First Millennium B.C., With Special Reference to Ivory Carving, Doctoral Dissertation. New York, Columbia University, 1973. 632 p.
  • 36. Young R. S. The Gordion Campaign of 1959: Preliminary Report. American Journal of Archaeology, 1960, vol. 64, no. 3, pp. 227–243.
  • 37. Young R. S. The 1961 Gordion Campaign. American Journal of Archaeology, 1962, vol. 66, no. 2, pp. 153–168.
  • 38. Young R. S. The Gordion Excavations Final Reports, vol. 1: Three Great Early Tumuli. Philadelphia, The University Museum, University of Pennsylvania Publ., 1981. 326 p.