Заголовок | Код шифрования: Символический язык гравюр из книг по алхимии | ||||||||
Автор | Феррер Вентоса Р. | roger.ferrer@udg.edu | |||||||
Сведения об авторе | Феррер Вентоса, Рожер — аспирант. Университет Жироны, Пласа де Сант Доменек, 3, 17004 Жирона. Испания. roger.ferrer@udg.edu | ||||||||
В рубрике | Западноевропейское искусство Нового времени | DOI | 10.18688/aa188-1-16 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 170–176 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.045 | Индекс ББК | 85.155 | ||||
Аннотация |
Целью статьи является утверждение художественной ценности гравюр из книг по алхимии XVI–XVIII вв. Этот тип изданий отличает изощренный символический изобразительный язык. Представления об алхимии, даже в научных кругах, изобилуют неточностями и предрассудками. Вернее, именно в научных кругах и сложились эти предубеждения, восходящие к эпохе Просвещения, несмотря на то, что наиболее выдающие ученые этого периода, Джордж Старки, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, изучали и химию, и алхимию, chymistry. Этот род символической литературы особенно интересен ввиду использования в нем кодифицированного изобразительного языка — визуального способа распространения знаний. Излагая идеи таким образом, мастера гарантировали их защищенность от профанов. Тем более, подобная шифровка обеспечивала им защиту в периоды гонений. Кроме того, алхимия дает немногие в западном типе мышления примеры идеи недвойственности. Для подобных книг гравюр эта идея является едва ли не центральной. Однако и в алхимии можно обнаружить несколько иконографических мотивов, зримо выражающих эту идею. Один из них — изображение двуполого человеческого существа, андрогина или гермафродита. Другой пример иконографического мотива, воплощающего идею недвойственности, — мистическая свадьба: пара в коронах представлена в момент соития. Древние греки называли это иерогамией. Гравюры на темы алхимии оказали сильное влияние на некоторых художников более позднего времени, таких как Уильям Блейк, Макс Эрнст или Леонора Каррингтон, и заслуживают того, чтобы историки искусства уделяли больше внимания их символическому языку. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Феррер Вентоса Р. Код шифрования: Символический язык гравюр из книг по алхимии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 170–176. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-16 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|