Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-16
Заголовок Код шифрования: Символический язык гравюр из книг по алхимии
Автор email roger.ferrer@udg.edu
Сведения об авторе Феррер Вентоса, Рожер — аспирант. Университет Жироны, Пласа де Сант Доменек, 3, 17004 Жирона. Испания. roger.ferrer@udg.edu
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-16
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 170176
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.045 Индекс ББК 85.155
Аннотация

Целью статьи является утверждение художественной ценности гравюр из книг по алхимии XVI–XVIII вв. Этот тип изданий отличает изощренный символический изобразительный язык.

Представления об алхимии, даже в научных кругах, изобилуют неточностями и предрассудками. Вернее, именно в научных кругах и сложились эти предубеждения, восходящие к эпохе Просвещения, несмотря на то, что наиболее выдающие ученые этого периода, Джордж Старки, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, изучали и химию, и алхимию, chymistry.

Этот род символической литературы особенно интересен ввиду использования в нем кодифицированного изобразительного языка — визуального способа распространения знаний. Излагая идеи таким образом, мастера гарантировали их защищенность от профанов. Тем более, подобная шифровка обеспечивала им защиту в периоды гонений. Кроме того, алхимия дает немногие в западном типе мышления примеры идеи недвойственности.

Для подобных книг гравюр эта идея является едва ли не центральной. Однако и в алхимии можно обнаружить несколько иконографических мотивов, зримо выражающих эту идею. Один из них — изображение двуполого человеческого существа, андрогина или гермафродита. Другой пример иконографического мотива, воплощающего идею недвойственности, — мистическая свадьба: пара в коронах представлена в момент соития. Древние греки называли это иерогамией.

Гравюры на темы алхимии оказали сильное влияние на некоторых художников более позднего времени, таких как Уильям Блейк, Макс Эрнст или Леонора Каррингтон, и заслуживают того, чтобы историки искусства уделяли больше внимания их символическому языку.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Феррер Вентоса Р. Код шифрования: Символический язык гравюр из книг по алхимии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 170–176. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-16
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Aberth S. L. Leonora Carrington. Surrealism, Alchemy and Art. Aldershot, Hampshire, Lund Humphries Publ., 2004. 160 p.
  • 2. Camillo G. La idea del teatro. Madrid, Siruela Publ., 2006. 240 p. (in Spanish).
  • 3. Choucha N. Surrealism & the Occult. Oxford, Mandrake Publ., 2015. 164 p.
  • 4. Clulee N. H. Astronomia inferior: Legacies of Johannes Trithemius and John Dee. Secrets of Nature. Astrology and Alchemy in Early Modern Europe. W. R. Newman; A. Grafton (eds.). Cambridge, The MIT Press, 2001, pp. 173–234.
  • 5. Dixon L. S. Bosch’s Garden of Delights Triptych: Remnants of a “Fossil” Science. The Art Bulletin, 1981, vol. 63, no. 1, pp. 96–113.
  • 6. Eliade M. Mefistófeles y el andrógino. Barcelona, Labor Publ., 1984, 275 p. (in Spanish).
  • 7. Faivre A. Fuentes antiguas y medievales de los movimientos esotéricos modernos. A. Faivre; J. Needleman (comp.). Espiritualidad de los movimientos esotéricos modernos. Barcelona, Paidós Publ., 2000, pp. 37–116 (in Spanish).
  • 8. Hanegraaff W. J. From Imagination to Reality: An Introduction to Esotericism and the Occult. Hilma Af Klint: The Art of Seeing the Invisible. K. Almquist; L. Belfrage (eds.). Stockholm, Axel and Margaret Ax:son Johnson Foundation Publ., 2015, pp. 59–71.
  • 9. Lennep J. V. Arte y alquimia. Estudio de la iconografía hermética y de sus influencias. Madrid, Nacional Publ., 1978. 270 p. (in Spanish).
  • 10. Lepetit P. The Esoteric Secrets of Surrealism. Origins, Magic and Secret Societies. Rochester; Toronto, Inner Traditions Publ., 2014. 512 p.
  • 11. Meakin D. Hermetic Fictions. Alchemy and Irony in the Modern Novel. Bodmin, Keele University Press, 1995. 221 p.
  • 12. Newman W. R.; Principe L. M. Alchemy Tried in the Fire. Starkey, Boyle, and the Fate of Helmontian Chymistry. Chicago, Chicago University Press Publ., 2002. 344 p.
  • 13. Principe L. M.; Newman W. R. Some Problems with the Historiography of Alchemy. Secrets of Nature. Astrology and Alchemy in Early Modern Europe. W. R. Newman; A. Grafton (eds.). Cambridge, The MIT Press, 2001, pp. 385–432.
  • 14. Pseudo Dionisio Areopagita. Obras completas del Pseudo Dionisio Areopagita. Madrid, Biblioteca de autores cristianos Publ., 1990. 418 p. (in Spanish).
  • 15. Szulakowska U. Alchemy in Contemporary Art. Surrey, Ashgate Publ., 2011. 224 p.
  • 16. Warlick M. E. Max Ernst and Alchemy. A Magician in Search of Myth. Austin, University of Texas Press Publ., 2001. 309 p.