Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-15
Заголовок Между поэзией и живописью: «Метаморфозы» Джованни Андреа Ангиллара как образец для генуэзских поэтов и художников эпохи барокко
Автор email gcm.montanari@gmail.com
Сведения об авторе Монтанари, Джакомо — исследователь. Университет Генуи, Виа Бальби 4, 16126, Генуя, Италия.
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-15
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 162169
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046 Индекс ББК 85.155
Аннотация

Широко известно значение «Метаморфоз» Овидия в XVI и XVII столетиях как источника вдохновения, особенно для художников. Предметом внимания ученых стало и распространение новых интерпретаций Овидия, таких как «Метаморфозы» Ангиллара, публикация которых была начата в Венеции в 1561 г. Кода речь заходит об источниках, к которым обращались художники, даже в современных исследованиях, посвященных иконографии барокко, развитию мифологических репрезентаций и роли классических источников в XVII столетии, обычно говорят в целом об «Овидии» и лишь иногда встречаются указания на тот или иной конкретный изданный вариант текста «Метаморфоз» — а ведь именно эти тексты, а не латинский оригинал, в действительности использовали художники. Точно так же новый «барочный язык» поэзии был основан на классической традиции в той трактовке, которую ей дали великие поэты XVI в. — Тарквато Тассо, Ариосто и Ангиллара. В соответствии с этим, более правильным представляется тот способ интерпретации барочных произведений искусства, когда учитывается культурная среда, в которой жили поэты и художники, и источники, которые они считали «классическими» и «античными», — подход, который решительно отличается от традиционного.

Цель статьи — выявить, как в Генуе, одном из величайших городов, в которых формировалась новая барочная культура, с начала и до конца XVII столетия, книга Ангиллара использовалась писателями для создания барочных риторических композиций и художниками в качестве более понятного и «современного» источника «античного». Важность книги Ангиллара подтверждается фактом ее наличия в наиболее значительных генуэзских библиотеках XVI и XVII вв., что демонстрируют новейшие исследования. Сочинения Луки Ассарино и Антона Джулио Бриньоле Сале и живописные мифы Орацио де Феррари, Доменико Фиазелла и Грегорио де Феррари стали, с этой точки зрения, примечательными примерами communitas studiorum в Генуэзской республике XVII в. Благодаря этому, лигурийский город стал важным, хотя и до сих пор мало изученным центром обновления европейской культуры.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Монтанари Дж. Между поэзией и живописью: «Метаморфозы» Джованни Андреа Ангиллара как образец для генуэзских поэтов и художников эпохи барокко // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 162–169. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-15
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Aiolfi R.; Barbero B.; Varaldo C. (eds.). La Pinacoteca civica di Savona. Savona Publ., 1975. 235 p. (in Italian).
  • 2. Assarino L. Raguagli di Cipro. Dedicati al molto illustrissimo Sig. Capitano Gioseffo Ciccolini, Nobile Todino. Bologna; Macerata, per il Grisei Publ., 1642. 233 p. (in Italian).
  • 3. Beltrami L. Tra Tasso e Marino: Giovan Vincenzo Imperiali. Alessandria, Edizioni dell’Orso Publ., 2015. 221 p. (in Italian).
  • 4. Besomi O. Fra i ritratti del Giovio e del Marino. Schede per la Galeria. Lettere Italiane, 1988, vol. 40, no. 4, pp. 511–521 (in Italian).
  • 5. Bucchi G. “Meraviglioso diletto”. La traduzione poetica e le Metamorfosi d’Ovidio di Giovanni Andrea dell’Anguillara. Pisa, Edizioni ETS Publ., 2011. 396 p. (in Italian).
  • 6. Croce F. Genova e il Barocco letterario. Genova nell’Età Barocca, catalogo della mostra (Genova, 2 maggio –– 26 luglio 1992). E. Gavazza; G. Rotondi Terminiello (eds.). Bologna, Nuova Alfa Editoriale Publ., 1992, pp. 509–515 (in Italian).
  • 7. De Caro G. Anton Giulio Brignole Sale. Dizionario Biografico degli Italiani, 1972, vol. 14, pp. 277–282 (in Italian).
  • 8. De Laurentiis E. Latona converte en ranas a los campesinos de Licia. Maestros del Barroco Europeo. Madrid, Galleria Jorge Coll e Nicolàs Cortés Publ., 2005, no. 25, pp. 84–86 (in Spanish).
  • 9. Dell’Anguillara G. A. Le Metamorfosi di Ovidio ridotte da Giovanni Andrea dell’Anguillara in ottava rima, con le Annotazioni di M. G. Horologgi, 3 vols. Venezia, Giunti Publ., 1584. 486 p. (in Italian).
  • 10. Donati P. Domenico Fiasella. Genova, Sagep Publ., 1990. 288 p. (in Italian).
  • 11. Donati P. Orazio de Ferrari. Genova, Sagep Publ., 1997. 192 p. (in Italian).
  • 12. Farina V. Giovan Carlo Doria promotore delle arti a Genova nel primo Seicento. Firenze, Edifir Publ., 2002. 288 p. (in Italian).
  • 13. Guardiani F. L’idea dell’immagine nella galleria di G. B. Marino. Letteratura italiana e arti figurative, Atti del XII convegno dell’Associazione internazionale di studi di lingua e letteratura italiana (Toronto-Hamilton-Montreal, 6–10 maggio 1985). A. Franceschetti (ed.). Firenze, Accademia Editoriale Publ., 1988, pp. 647–654 (in Italian).
  • 14. Guthmuller B. Mito e Metamorfosi nella letteratura italiana. Da Dante al Rinascimento. Roma, Carocci Publ., 2009. 306 p. (in Italian).
  • 15. Imperiale G. V. Lo Stato Rustico, vol. 2. Genova, presso il Pavoni Publ., 1607. 703 p. (in Italian).
  • 16. Lee R. W. Ut pictura poesis, la teoria umanistica della pittura. Firenze, Sansoni Publ., 1974. 135 p. (in Italian).
  • 17. Lòpez-Bernasocchi A. Tradizione e innovazione in un poema del Seicento: lo Stato rustico di Gian Vincenzo Imperiale. Lettura della Parte V. Studi secenteschi, XXI, 1980, pp. 41–107 (in Italian).
  • 18. Lòpez-Bernasocchi A. Una nuova fonte dello Stato rustico di Gian Vincenzo Imperiale: l’Ovidio volgarizzato dell’Anguillara. Studi e Problemi di Critica testuale, 22, 1981, pp. 15–44 (in Italian).
  • 19. Magnani L. Giovanni Benedetto Castiglione il Grechetto: un vedere ‘filosofico’. Libertinismo erudito e pensiero anticonformista. Genova nell’Europa del Seicento, Atti del Convegno di Studi (Genova 5–7 maggio 2011). Roma, Vecchierelli Editore Publ., 2014, pp. 215–234 (in Italian).
  • 20. Magnani L. L’altra superficie del mito: decorazione e tematiche mitologiche tra XVII e XVIII secolo a Genova. Le Metamorfosi del Mito. Milano, Electa Publ., 2003, pp. 29–39 (in Italian).
  • 21. Malfatto L. L’inventario della biblioteca di Anton Giulio Brignole Sale. La Berio, 28 (1988), no. 1, pp. 5–34 (in Italian).
  • 22. Marini Q. Anton Giulio Brignole Sale. La letteratura ligure. La Repubblica aristocratica (1528–1797), vol. 1. Genova, Costa & Nolan Publ., 1992, pp. 351–389 (in Italian).
  • 23. Martinoni R. Gio. Vincenzo Imperiale. Politico, letterato e collezionista genovese del Seicento. Padova, Antenore Publ., 1983. 324 p. (in Italian).
  • 24. Mattiauda E. Venere e Marte sorpresi da Vulcano. Le Metamorfosi del Mito. Milano, Electa Publ., 2003, p. 95 (in Italian).
  • 25. Montanari G. Lettori di libri, collezionisti di quadri. Lo spazio culturale a Genova tra XVI e XVII secolo attraverso l’analisi delle raccolte librarie. Collezionismo e spazi del collezionismo. Temi e sperimentazioni, a cura di L. Magnani. Roma, Gangemi Publ., 2013, pp. 41–52 (in Italian).
  • 26. Montanari G. Libri Dipinti Statue. Rapporti e relazioni tra le raccolte librarie, il collezionismo e la produzione artistica a Genova tra XVI e XVII secolo. Genova, Genoa University Press Publ., 2015. 304 p. (in Italian).
  • 27. Montanari G. Libri e pennelli: dalle ‘Vite’ di Plutarco agli affreschi di Cambiaso nella Villa Grimaldi-Sauli al Bisagno a Genova. Commentari d’Arte, 61/62, XXII (2016), pp. 42–56 (in Italian).
  • 28. Morando S. La letteratura in Liguria tra Cinque e Seicento. Storia della cultura ligure, vol. 4. Genova, Società Ligure di Storia Patria Publ., 2005, pp. 36–51 (in Italian).
  • 29. Morando S.; Vazzoler F. Orazio De Ferrari scrutinized by Luca Assarino. Orlando A. The Fable of Leto by Orazio De Ferrari. The Return of a Masterpiece. Genova, Sagep Publ., 2016, pp. 41–48.
  • 30. Morandotti A. Gli esordi naturalistici di Giovanni Battista Carlone. Nuovi Studi, 6/7, 2001–2002 (2003), pp. 161–167 (in Italian).
  • 31. Orlando A. The Fable of Leto by Orazio De Ferrari. The Return of a Masterpiece. Genova, Sagep Publ., 2016. 96 p.
  • 32. Pesenti F. R. La pittura in Liguria –– Artisti del Primo Seicento. Genova, Sagep Publ., 1986. 400 p. (in Italian).
  • 33. Piantoni L. Per “Lo Stato Rustico” di Giovan Vincenzo Imperiale. Note stilistiche a un poema anti-narrativo. Lettere italiane, 2014, 2, pp. 247–276 (in Italian).
  • 34. Pieri M. L’intelligenza della Galeria. Paragone, 19 (1978), pp. 30 (in Italian).
  • 35. Russo E.; Pignatti F. (eds.). Imperiale (Imperiali), Gian Vincenzo. Dizionario Biografico degli Italiani, Roma, 62, 2004, pp. 297–302 (in Italian).
  • 36. Simonetti F. Le Storie di Ercole di Gregorio De Ferrari dal Palazzo Cattaneo Adorno in Strada Nuova. I Miti. Le fatiche di Ercole. Genova, Tormena Publ., 1998, pp. 11–24 (in Italian).
  • 37. Sopranzi G. Le tre redazioni dello Stato rustico di Giovanni Vincenzo Imperiale. R. Reichlin; G. Sopranzi. Pastori barocchi fra Marino e Imperiali. Friburgo, Edizioni Universitarie Publ., 1988, pp. 75–140 (in Italian).
  • 38. Stagno L. La “parentela” di poesia e pittura e due “schizzetti” di Arione e Leda nelle lettere di Gabriello Chiabrera a Bernardo Castello. Lettere italiane, a. LX, no. 1, 2008, pp. 116–126 (in Italian).
  • 39. Stagno L. Mercurio uccide Argo. Le Metamorfosi del Mito. Milano, Electa Publ., 2003, p. 85 (in Italian).
  • 40. Stagno L. Pan e Siringa. Le Metamorfosi del Mito. Milano, Electa Publ., 2003, pp. 59–60 (in Italian).
  • 41. Stagno L. Perseo e Andromeda. Le Metamorfosi del Mito. Milano, Electa Publ., 2003, p. 121 (in Italian).
  • 42. Tasso T. Gerusalemme Liberata, con gli Argomenti del sig. Gio. Vincenzo Imperiale. Genova, per il Pavoni Publ., 1604. 572 p. (in Italian).
  • 43. Vazzoler F. “…Anche dagli scogli nascon pennelli…”: Luca Assarino e i pittori genovesi del Seicento. Le dediche degli Argomenti dei Giuochi di Fortuna, 1655. Studi di storia delle arti, no. 7, Genova, 1991–1994, pp. 35–62 (in Italian).
  • 44. Vazzoler F. L’occhio e il pennello. I letterati genovesi davanti al Sarzana. Domenico Fiasella, a cura di P. Donati, Genova, Sagep Publ. 1990, pp. 31–46 (in Italian).