Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-4
Заголовок Инаковость и правовой символизм жестов попрания в мотивах разувания, снятой обуви и моносандализма в раннем нидерландском и немецком искусстве
Автор email rogovm@hotmail.com
Сведения об авторе Рогов Михаил Анатольевич — кандидат экономических наук, доцент. Государственный университет «Дубна», Университетская ул., д. 19, Дубна, Московская область, Российская Федерация, 141982.
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-4
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 5060
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3.246;7.033.5(430)3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В данной работе предпринята попытка выделить по смыслу основные группы моти­вов снятой обуви, разувания и моносандализма в раннем нидерландском и немецком искусстве, их связь с жестами попрания.

Во-первых, это мотивы, символизирующие инаковость, ересь, глупость, безумие и шутовство, в сюжетах «Корабля дураков», «Блудного сына», «Извлечения камней глупости» (мории) и других. Корни этих мотивов смеховой культуры могут быть ассоциированы с античным моносандализмом дионисийских мотивов дисбаланса.

Во-вторых, это мотивы правового символизма — иудейские ритуалы уступки прав «кинъян», в том числе ритуал развода в левиратном браке «халица», уважение к юрисдикции путем снятия обуви перед священным местом и производные жанровые мотивы (например, региональный культ «пеленок Св. Иосифа»). Особое внимание уделено правово­му символизму развода (Матф. 1:19) в контексте анализа автором европейской статистики разводов и разделения “a mensa et thoro” в XIV-XV вв., отражающей специфику патерналистских отношений в франко-фламандском регионе.

В-третьих, это прочие жанровые, эротические, фольклорные и лите­ратурного происхождения мотивы. В форме жанровой подробности, иногда с возможными аллюзиями на вышеперечисленные смыслы, эти мотивы унаследованы в живописи XVII в., например у Рембрандта, Метсю, Вермеера.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рогов М. А. Инаковость и правовой символизм жестов попрания в мотивах разувания, снятой обуви и моносандализма в раннем нидерландском и немецком искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 50–60. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-4
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бланделл С. «Под их сияющими стопами». Сандалии и прочая обувь античной Греции // Обувь: от сандалий до кроссовок / Ред.: П. Макнил, Д. Риелло; пер. Г. Горова и др. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — С. 24-39.
  • 2. Бурдье П. О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н. А. Шматко. — М.; СПб.: Алетейя, 2005. — С. 87-96.
  • 3. Грабар А. Император в византийском искусстве. — М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2000. — 332 с.
  • 4. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. — Т. 1 / Вступ. статья и коммент. И. В. Кувшинская. Пер. с лат. И. И. Аникьев, И. В. Кувшинская. — М.: Изд-во Францисканцев, 2017. — 527 с.
  • 5. Кириллина Л. В. Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от древности до XX века. — М.: КомКнига, 2007. — С. 167-188.
  • 6. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008. — 552 с.
  • 7. Пасквинелли Б. Жест и экспрессия: Энциклопедия искусства / Пер. с итал. И. Е. Прусс. — М.: Омега, 2009. — 365 с.
  • 8. Сидоренко Г. В. Чудотворный образ «Богоматери Страстной» в России // Искусство христианского мира: Сб. статей. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского университета, 1999. — С. 96-103.
  • 9. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А. Е. Майкапара. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 484.
  • 10. Aigremont Dr. Fuss- und Schuh- Symbolik und -Eroiik. — Darmstadt: Blaschke Verlag, 1909. — 73 p.
  • 11. Amelung W. Di alcune sculture antiche e di un rito dei culto delle divinà sotterranee // Rendiconti della Pontificia Accademia di Archeologia. — 1907. — Vol. III. — No. 9. — P. 113-135.
  • 12. Brelich A. Les monosandales // La Nouvelle Clio. — 1955-1957. — Vol. VII—IX. — P. 469-489.
  • 13. Brilliant R. Gesture and Rank in Roman Art: The Use of Gestures to Denote Status // Roman Sculpture and Coinage. — New Haven: Connecticut Academy, 1963. — 238 p. — (Memoirs of the Connecticut Academy of Arts and Sciences, Vol. XIV).
  • 14. Brubaker L. Gesture in Byzantium // Past and Present. — 2009. — Vol. 203. — Suppl. 4. — P. 36-56.
  • 15. Brunel J. Jason monocrepis // Revue Archeologique. — 1934. —Vol. IV. — P. 34-43.
  • 16. Carboni R. Divagazione sul tema del sandalo: significato e valenza tra la sfera celeste e quella ctonia // Gaia: revue interdisciplinaire sur la Grèce Archaïque. — 2013. — No. 16. — P. 113-131.
  • 17. Chapman A. J. The Welsh Soldier: 1283—1422: Doctoral Thesis. — Southampton: University of Southampton, School of Humanities, 2009. — 305 p.
  • 18. De Loos-Dietz E. P Le monosandalos dans L’Antiquité // BABesch. — 1994. — Vol. LXIX. — P. 175-197.
  • 19. Deonna W. Monocrépides // Revue de l’histoire des religiotts. — 1935. — No. 89. — P. 50-72.
  • 20. Deroy L. Un symbolisme juridique de la chaussure// L’antiquite classique. — 1961. — T. 30. — Fasc. 2. — P. 371-380.
  • 21. Deuchler F Strukturen und Schauplatze Der Gestik: Gebarden und ihre Handlungsorte in der Malerei des ausgehenden Mittelalters. — Berlin: Walter de Gruyter, 2014. — 399 S.
  • 22. Donahue C. Law, Marriage, and Society in the Later Middle Ages: Arguments about Marriage in Five Courts. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 696 p.
  • 23. Garnier F Le Langage de L’image au Moyen Age, II. Grammaries des gestes. — Paris: Le Léopard d’Or, 1989. — 424 p.
  • 24. Gombrich E. H. Ritualized Gesture and Expression in Art // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences. — Vol. 251. — No. 772. — 1966. — P. 393-401.
  • 25. Grew F., de Neergaard M. Shoes and Pattens. — Woodbridge: The Boydell Press, 2006. — 152 p.
  • 26. Heublein B. Der “verkannte” Joseph. Zur mittelalterlichen Ikonographie des Heiligen im deutschen und niederländischen Kulturraum. — Weimar: Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften, 1998. — 285 S.
  • 27. Hourihane C. Medieval Iconography, an Introduction // The Routledge Companion to the Medieval Iconography. — New York: Routledge, 2017. — P. 55-70.
  • 28. Karet E. The Drawings of Stefano Da Verona (1375-1451) and His Circle and the Origins of Collection in Italy: a catalogue raisonné. — Verona: Accademia di agricoltura, scienze, e lettere, 2002. — P. 142.
  • 29. Lapensée V. Le symbolisme du monosandalisme et de la claudication dans l’Antiquité gréco-romaine: Dissertazione. — Montréal: Université Du Québec À Montréal, 2011. — 113 p.
  • 30. Lebeuf A. Stopa bosa stopa obuta. — Krakow: Nomos, 2003. — 132 s.
  • 31. McGrew R. Encyclopedia of Medical History. — New York: McGraw Hill, 1985. — P. 30-31.
  • 32. Merceron J. Le pied, le boiteux et l’audelà // Bulletin de la société mythologique franςaise. — 1990. — Vol. CLVII. — P. 63-67.
  • 33. Mezger W. Narrenidee und Fastnachtsbrauch. Studien zum Fortleben des Mittelalters in der europäischen Festkultur. — Konstanz: Universitätsverlag, 1991. — 624 S.
  • 34. Michel P. Transformation und Augmentation bei Petrarca und seinem Meister // Enzyklopàdistik 1550¬1650. Typen und Transformationen von Wissensspeichern und Medialisierungen des Wissens / Hg. M. Schierbaum. — Münster/Westf.: LIT-Verlag, 2009. — S. 349-377. — (Reihe: Pluralisierung & Autorität, hg. vom Sonderforschungsbereich 573 der LMU München, Band 18).
  • 35. Nacht J. The Symbolism of the Shoe with Special Reference to Jewish Sources // The Jewish Quarterly Re¬view New Series. — 1915. — Vol. 6. — No. 1 (Jul., 1915). — P. 1-22.
  • 36. Panofsky E. Jan van Eyck’s Arnolfini Portrait // BM. — Vol. 64. — No. 372 (Mar., 1934). — P. 117-119, 122¬127.
  • 37. Panofsky E. Early Netherlandish Painting, Its Origins and Character. — New York: Harper & Row, 1971. — 358 p.
  • 38. Patton P A. The Other in the Middle Ages. Difference, Identity, Iconography // The Routledge Companion to the Medieval Iconography. — New York: Routledge, 2017. — P. 969-991.
  • 39. Robertson E. W. The Acre and Hide // The Gentleman’s Magazine. — 1866. — Vol. 221. — Dec. — P. 734.
  • 40. Robertson M. Monocrepis // GRBS. — 1972. — Vol. XIII. — P. 39-48.
  • 41. Rogov M. Speculum humanae salvationis: Iconographic and Stylistic Analysis of Miniatures from the Collection of N. Ugodina // Scriptorium: revue international des etudes relatives aux manuscrits. — 2015. — Vol. 69. — No. 2. — P. 275-292, Pl. 34-35.
  • 42. Rogov M. Unknown Fragments of the Konigsberg Illuminated Manuscript from the Collection of Natalya Ugodina: A Late Gothic Motif of “Treading-on-another’s-Garment” // Deutsch-russische Kulturbeziehungen in Mittelalter und Neuzeit. Aus abendländischen Beständen in Russland. Ergebnisse der Tagung des deutsch-russischen Arbeitskreises vom 7 bis 9. April 2016 an der Philipps-Universität Marburg. — Erfurt; Stuttgart: Verlag der Akademie gemeinnütziger Wissenschaften zu Erfurt, 2017. — S. 107-114. — (Akademie gemeinnütziger Wissenschaften zu Erfurt, Sonderschriften 49; Deutsch-russische Forschungen zur Buchgeschichte, Bd. 4).
  • 43. Schmitt J.-C. The Rationale of Gestures in the West: Third to Thirteenth Centuries // A Cultural History of Gesture: From Antiquity to the Present Day / Eds. J. Bremmer, H. Roodenburg. — Cambridge: Polity Press, 1991. — P. 63—64.
  • 44. Schroer S., Staubli T. Die Körpersymbolik der Bibel. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1998. — 276 S.
  • 45. Vajda L. Der Monosandalos-Formenkreis [1989] // Vajda L. Ethnologica. Ausgewählte Aufsätze. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1999. — S. 415-446.
  • 46. Weisbach W. Ein Fuss beschuht, der andere nackt, Bemerkungen zu einigen Handzeichnungen des Urs Graf // Zeitschrift für schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte. — 1942.— No. 4. — S. 116.