Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688-188-1-13
Заголовок Новый исторический нарратив в живописи XIX века
Автор email mariachernysheva@mail.ru
Сведения об авторе Чернышева Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688-188-1-13
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 140148
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75. 044 Индекс ББК 85.103(4)5
Аннотация

В 1830-е гг. в творчестве Поля Делароша складывается историческая картина нового типа. Для понимания специфики этой картины ключевой является категория нарратива.

В статье на избранных примерах обозначена модель повествования в классической исторической живописи и предложен анализ нарративной структуры картины Делароша «Кромвель у гроба Карла I». К анализу привлечен контекст картины — ее рецепция современниками, ее сюжетные источники в исторических трудах Шатобриана и Гизо, мысли Гизо о приемах повествования в литературе и историографии, суждения современников об особенностях исторического нарратива самого Гизо.

В статье показано, что в «Кромвеле» Делароша повествование одновременно и претерпевает принципиальные изменения относительно классической своей модели, и получает импульс к исчезновению.

В этом произведении доля описания, обеспечивающего зримую экспозицию сцены, вытесняет долю собственно рассказа, приводящего сцену в действие, которого здесь очень мало, а то, что есть, незначительно и не вполне понятно. Это действие ускользает от идентификации с той или иной «функцией», т. е. типом действия в его значении для фабулы. Поэтому оно сохраняет смысловую неопределенность и противоречивость. Вместе с этим и отчасти благодаря этому усиливается сходство исторической репрезентации с реальностью.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чернышева М. А. Новый исторический нарратив в живописи XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 140–148. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688-188-1-13
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Арасс Д. Деталь в живописи. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — 464 с.
  • 2. [Б. а.] О существенности в литературе // Сын отечества. — 1826. — Т. 105. — № 3. — С. 284-294.
  • 3. Барт Р Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994. — С. 392-400.
  • 4. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — М.: ИГ Прогресс, 2000. — C. 196-238.
  • 5. Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — С. 60-281.
  • 6. Кузнецов Ю. Т. Загадка «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. — Л.: Искусство, 1970. — 90 с.
  • 7. Планш Г. Гизо // Современник. — 1852. — Т. 33. — С. 57-86.
  • 8. Пропп В. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928. — 151 с.
  • 9. Реизов Б. Шекспир и эстетика французского романтизма: («Жизнь Шекспира Ф. Гизо») // Шекспир в мировой литературе / Науч. ред. Б. Реизов. — Л.: Худож. лит., 1964. — С. 157-197.
  • 10. Шмид B. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
  • 11. Bann S. Paul Delaroche: History Painted. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — 304 р.
  • 12. Bann S. Paul Delaroche’s German Reception // Dialog und Differenzen: 1789-1870 Deutsch-französische Kunstbeziehungen / Les relations franco-allemandes / Ed. T. W. Gaehtgens. — Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2010. — P. 139-152.
  • 13. Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — 196 p.
  • 14. Bialostocki J. A New Look at Rembrandt Iconography // Artibus et Historiae. — 1984. — Vol. 5. — No. 10. — Р 9-19.
  • 15. [Chateaubriand]. Oeuvres compleàtes de Chateaubriand. T. 10. Histoire de France; Les quatre Stuarts; Vie de Rancè. — Paris: Librairie Garnier Freàres, 1828. — 591 p.
  • 16. Glen T. L. A Note on Nicolas Poussin’s Rebecca and Eliezer at the Well of 1648 // AB. — 1975. — Vol. 57. — No. 2. — Р 221-224.
  • 17. Guizot F. Vie de Shakespeare // Shakespeare W. Oeuvres complètes, traduites de l’anglais par Letourneur. Nouvelle édition, revue et corrigée par F. Guizot et A. Pichot, traducteur de Lord Byron, précédée d’une notice biographique et littéraire sur Shakespeare par F. Guizot. T. 1. — Paris: chez Ladvoca, 1821. — P. III- CLII.
  • 18. Guizot F Histoire de Charles Ier: depuis son avènememt jusqu’à sa mort. T. 2. — Paris: Didier, 1845. — 447 p.
  • 19. Painting History: Delaroche and Lady Jane Grey. Exh. сat. / Ed. S. Bann et al. — London: National Gallery, 2010. — 168 р.
  • 20. White H. The Value of Narrativity in the Representation of Reality // Critical Inquiry. — 1980. — Vol. 7. — No. 1. — P. 5-27.
  • 21. Wolfgang K. Narrative // Critical Terms for Art History / Ed. R. S. Nelson, R. Shiff. — Chicago; London: The University of Chicago Press, 2003. — P. 62-74.