Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-54
Заголовок Коммуникативные функции пространственных искусств в искусствознании конца XIX — первой половины XX века
Автор email lydmila55@mail.ru
Сведения об авторе Лиманская Людмила Юрьевна — доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории искусства. Российский государственный гуманитарный университет, ул. Чаянова, д. 15, Москва, Российская Федерация, 111399.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa188-6-54
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 558566
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.01, 7.067 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Автор статьи ставит акцент на взаимосвязи эволюционных теорий и психоанализа, оказавших влияние на методологию искусствознания конца XIX — первой половины XX в. Подобная постановка вопроса мало исследована в отечественной литературе.

Анализируя коммуникативные функции образного языка пластических искусств, автор рассматривает их довербальную природу. В статье прослеживается роль мимики, движения и жеста в развитии коммуникативных функций пространственных искусств. Особое внимание автор уделил эволюционному и психоаналитическому аспектам пространственной эмпатии как естественной способности человека подражать природе и наделять ее образы эмоциональной выразительностью. В этой связи в статье рассматривается взаимосвязь эмпатии с кинесикой — пластической выразительностью тела, которая широко используется для формирования образного языка изобразительных искусств.

В статье прослеживается теоретико-методологическая взаимосвязь эволюционных идей Ч. Давина, теории эстетической эмпатии Р. Фишера, эстетики чистой визуальности Г. Вёльфлина, психоанализа З. Фрейда, теории архетипов К.-Г. Юнга, теории pathosformel А. Варбурга, теории символических форм Э. Кассирера, иконологии Э. Панофского, неоэволюционной теории К. Лоренца и перцептуализма Э. Гомбриха.

В результате анализа исторического развития рассмотренных в статье эволюционных теорий и психоанализа автор приходит к выводу, что их методологическое использование при изучении теории и истории искусства позволило изучить довербальную основу образного языка пластических искусств и с этой точки зрения исследовать специфику коммуникативных функций мимики, движения и жеста в произведениях изобразительного искусства. Автор проследил роль кинесики в формировании художественного символизма и ее место в процессе исторического генезиса культурно-исторической памяти.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лиманская Л. Ю. Коммуникативные функции пространственных искусств в искусствознании конца XIX — первой половины XX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 558–566. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Агамбен Д. Заметки о жесте // Блог — Журнал «Сеанс». URL: http://seance.ru/blog/chtenie/agamben/ (дата обращения: 18.03.2017).
  • 2. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [1757]. — М.: Искусство, 1979. — 237 c.
  • 3. Ванеян С. Аби Варбург глазами Эрнста Гомбриха: опыт символизма и комментарии // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2012. — Вып. 3 (9). — С. 127–147.
  • 4. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. А. А. Константиновой, В. М. Невежиной. — СПб.: Алетейя, 1997. — 318 с.
  • 5. Гелб М. Откройте в себе гения. — Минск: Попурри, 2003. — 432 с.
  • 6. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Vivos Voco. URL: http://vivovoco.astronet.ru/vv/papers/bio/darwin/emotions/emotions.htm (дата обращения: 18.03.2017).
  • 7. Лиманская Л. Ю. Психоаналитические аспекты кинесики и роль визуальных топосов в искусствознании XIX–XX вв. // Вестник РГГУ. — 2016. — № 1–2. — С. 29–36.
  • 8. Лиманская Л. Ю. Этологические аспекты кинесики Чарльза Дарвина и их роль в искусствознании Г. Вельфлина, А. Варбурга и Э. Гомбриха // Культура и искусство. — 2016. — № 4. — С. 503–510.
  • 9. Рыков А. В. Формализм, авангард, классика. Генрих Вельфлин как теоретик искусства // Классика в искусстве сквозь века / Под ред. Е. Ю. Станюкович-Денисовой, С. В. Мальцевой, Е. А. Скворцовой. — СПб.: СПбГУ, 2015. — С. 155–160. — (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Вып. 22).
  • 10. Тард Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011. — 304 с.
  • 11. Торопыгина М. Аби Варбург: биография и биографы // Искусствознание. — 2013. — № 3–4. — С. 21–43.
  • 12. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.: Алетейя, 1997. — 319 c.
  • 13. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
  • 14. Cassirer E. Worte zur Beisetzung von Professor Dr. Aby M. Warburg // Mnemosyne. Beiträge zum 50 Todestag von Aby M. Warburg. — Göttingen: Gratia-Verlag, 1979. — S. 63.
  • 15. Design in the Age of Darwin: From William Morris to Frank Lloyd Wright / Ed. Eisenman S. — Evanston, Ill.: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University, 2008. — 140 р.
  • 16. Gombrich Е. Н. Aby Warburg: His Aims and Methods: An Anniversary Lecture // JWCI. — 1999. — P. 268–282.
  • 17. Gombrich E., Kris E. The Principles of Caricature // British Journal of Medical Psychology. — 1938. — Vol. 17. — P. 319–342.
  • 18. Gombrich E. The Image and the Eye. Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. — Phaidon: Oxford, 1982. — 320 p.
  • 19. Panofsky E. A. Warburg // Mnemosyne. Beiträge zum 50 Todestag von Aby M. Warburg. — Göttingen: Gratia-Verlag, 1979. — S. 29–30.
  • 20. The Correspondence of Charles Darwin. — Cambridge: Cambridge University Press, 1985. — 752 p.
  • 21. Vischer R. On the Optical Sense of Form: A Contribution to Aesthetics (1878) // Empathy, Form, and Space, Problems in German Aesthetics, 1873–1893 / Ed. H. Mallgrave, E. Ikonomou. — Santa Monica, CA: Getty Center Publications, 1994. — P. 89–123.
  • 22. Warburg A. Einleitung (1929) // Warburg A. Der Bilderatlas Mnemosyne / Hrsg. von M. Warnke. 3 Aufl. — Berlin: Akademie-Verlag, 2008. — S. 3–6.
  • 23. Wölfflin H. Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur: Phil. Diss. — München, 1886. — 59 p.