Заголовок | Невидимый Авангард и потерянная Революция: новый взгляд Вальтера Беньямина на городское пространство 1920-х годов | ||||||||
Автор | Сейц И. С. | irina.seits@sh.se | |||||||
Сведения об авторе | Сейц Ирина Сергеевна — аспирант. Университет Содерторн, Альфред Нобель алле, Флемингсберг, Стокгольм, Швеция, 14189. | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa188-6-56 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 575–582 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.036 | Индекс ББК | 85.110; 85.118 | ||||
Аннотация |
Вальтер Беньямин жил в Москве осенью и зимой 1926-1927 гг. Свои впечатления он описал в «Московском дневнике» и эссе «Москва» (1927). Последний текст посвящен столице как исключительно жилому и пространственному феномену. В настоящей работе я обращаюсь к детальному прочтению этого текста с целью анализа Москвы как среды, где создавалась новая советская реальность, и где Беньямин надеялся увидеть Революцию в действии. Именно в то время в Москве эстетика конструктивизма воплощалась в знаменитые архитектурные шедевры, а традиционное жилое пространство реформировалось лучшими архитекторами авангарда. Беньямин не нашел Революцию в Москве, но обнаружил небывалую концентрацию и интенсивность происходящих конструктивных трансформаций городской среды. Он не описал их ни с позиций функционализма, который считал уже пораженным, ни с позиций разрушения архитектуры старого мира. Беньямин обратился к иным, внеархитектурным свойствам московского пространства. Однако, он оставил глубокий анализ реформаций, происходивших в московской среде, которые были начаты авангардом и поддержаны новым режимом. Эссе «Москва» позволяет глубже понять эстетику авангарда, ее истоки, развитие и конец, не смотря на то, что сам авангард и его архитектура исключены из поля зрения автора. Однако, гениальная способность «увидеть сущее» в самом пространстве города позволила мыслителю написать многогранную и глубокую картину Москвы. Взаимодействие «нового человека» с пост-революционной реальностью и восприятие им нового жилого пространства, сформированного 1920-е гг. являются объектами анализа настоящей статьи. В данном исследовании я анализирую процессы трансформации старого и формирования нового жилого пространства в 1920-е гг. Инициированные Октябрьской революцией и поддержанные авангардом, они с глубоким вниманием, восхищением и, одновременно, с предчувствием грядущего краха были описаны одним из величайших современников эпохи. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Сейц И. С. Невидимый Авангард и потерянная Революция: новый взгляд Вальтера Беньямина на городское пространство 1920-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 575–582. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-56 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|