Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-55
Заголовок Язык, фотография, знак. К вопросу о семиотическом статусе изображения и объекта
Автор email ev100500@gmail.com
Сведения об авторе Васильева Екатерина Викторовна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa188-6-55
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 567574
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76.03 Индекс ББК 85.160
Аннотация

Статья посвящена изучению принципов образования значения и смысла в системе фотографии и пространстве языка. Задача данной работы — исследование принципов в системе фотографического изображения и языковой структуры, где снимок обнаруживает возможность неартикулированного условного значения и предполагает создание нового регламента объекта. Статья рассматривает концепцию знака, которая составила основу не только лингвистических, но и художественных теорий ХХ в. Данное исследование исходит из наблюдения сходства и различия структуры языка и стратегии фотографического отпечатка: анализ обнаруживает близость принципов фотографии и речи и в то же время выявляет ряд существенных отличий. Автор предполагает, что по отношению к объекту и фотография, и язык образуют дублирующую систему, которая корректирует достоверное восприятия предмета и формирует автономную идеологию значения. Исследователь обращает внимание на различие стратегий образования смысла как в системе языка, так и в пространстве фотографического изображения. Снимок не обладает денотативным значением: автор полагает, что фотография воспроизводит модель, позволяющую усомниться в итоговом смысле не только изображения, но и языка. Эти наблюдения позволяют по-новому взглянуть на проблему взаимодействия объекта и смысла в фотографическом изображении. Снимок и язык заметно корректируют представления об объекте — и в его феноменологическом статусе, и с точки зрения иерархической артикуляции предмета. На протяжении ХХ в. меняется как статус самого объекта, так и привязанная к нему система значений.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Васильева Е. В. Язык, фотография, знак. К вопросу о семиотическом статусе изображения и объекта // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 567–574. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-55
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Барт Р. Camera Lucida: комментарий к фотографии (1980) / Пер., коммент. и послесл. М. Рыклина. — М.: Ad Marginem, 1997. — 223 с.
  • 2. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома; Мифрил, 1997. — 336 с.
  • 3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976) / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. — М.: Добросвет, 2011. — 392 с.
  • 4. Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник СПбГУ Серия 15. — 2014. — Вып. 3. — С. 64-80.
  • 5. Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник СПбГУ . Серия 15. — 2016. — Вып. 1. — С. 4-33.
  • 6. Витгенштейн Л. Философские работы (1953) / Пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева. — М.: Гнозис, 1994. Ч. I. — 612 с.
  • 7. Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 352 с.
  • 8. Гройс Б. О Новом. Опыт экономики культуры. — М.: Ad Marginem, 2015. — 240 с.
  • 9. Гуссерль Э. Начало геометрии. — М.: Ad Marginem, 1996. — 392 с.
  • 10. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / Пер. с нем. В. И. Молчанова. — М.: Гнозис; Дом интеллектуальной книги, 2001. — 584 с.
  • 11. Делез Ж. Симулякр и античная философия // Делез Ж. Логика смысла. — М.: Раритет, 1998. — С. 329365.
  • 12. Деррида Ж. Введение // Гуссерль Э. Начало геометрии. — М.: Ad Marginem, 1996. — C. 9-209.
  • 13. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. — СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
  • 14. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка (1943) / Пер. с англ. В. Звегинцева, Ю. Лекомцева, И. Мельчук, В. Мурат. — М.: КомКнига, 2006. — 248 с.
  • 15. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. — Т. 2: Эстетические учения XVII-XVIII веков. — М.: Искусство, 1963. — 836 с.
  • 16. Кант И. Критика способности суждения // Соч.: в 6 т. Т. 5. — М.: Мысль, 1966. — С. 161-529.
  • 17. Пирс Ч. Что такое знак? (1894) // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Философия. Социология. Политология». — 2009. — № 3 (7). — С. 88-95.
  • 18. Платон. Государство // Соч.: в 4 т. Т. 3, ч. 1. — СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007.— С. 97-494.
  • 19. Подорога В. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии. — СПб.: Грюндиссе, 2016. — 348 с.
  • 20. Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве ХК в. // Вестник СПб- ГУ. Сер. 2. — 2013. — Вып. 3. — С. 123-132.
  • 21. Рыков А. В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестник СПбГУ Сер. 2. — 2014. — Вып. 3. — С. 73-82.
  • 22. Сартр Ж. П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения (1940) / Пер. с фр. М. Бекетова. — СПб.: Наука, 2001. — 372 с.
  • 23. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики (1916) / Пер. с фр. А. Сухотина. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
  • 24. Cartier-Bresson H. Decisive Moment (1952). — Gottingen: Steidl, 2014. — 160 p.
  • 25. Nesbit M. Atget’s Seven Albums. — New Haven; London: Yale Publications in the History of Art, 1993. — 428 p.
  • 26. Shore S. Uncommon Places. — New York: Aperture Foundation, 1982. — 188 р.
  • 27. Shore S. American Surfaces (1974). — London: Phaidon Press, 2008. — 224 p.
  • 28. Sontag S. On Photography. — New York: Farrar, Straus & Giroux, 1977. — 165 p.
  • 29. William Eggleston’s Guide (1976) / Ed. J. Szarkowski. — New York: The Museum of Modern Art, 2002. — 112 p.