Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-41
Заголовок Формирование традиции пейзажной живописи Сахалина и Курильских островов
Автор email yakou@let.hokudai.ac.jp
Сведения об авторе Якоу Хисаши — М. А., профессор. Университет Хоккайдо. Кита 10 Ниши 7, Кита-ку, Саппоро, Япония, 060-0810.
В рубрике Русское искусство XX–XXI века DOI10.18688/aa188-4-41
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 433438
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.103(5)6
Аннотация

Сахалин — один из самых отдаленных районов от таких художественных центров России, как Москва и Санкт-Петербург. В связи с этим, он еще не стал объектом пристального изучения в отношении истории искусства и развития пейзажной живописи. За исключением северной части острова Сахалин, этот регион находился под властью Японии до конца Второй Мировой Войны, и, следовательно, развитие искусства Сахалина в российских условиях началось только примерно в это время. В начале Сахалин был представлен романтическим и экзотическим видением молодых художников поселенцев, приехавших из разных уголков СССР. Прошло время, художники, некоторые из которых родились уже на Сахалине, как правило, обратились к изображению местных реалий, в русле стилистических изменений в советской реалистической живописи, и начали создавать произведения с многочисленными местными мотивами, такими как океан, замершее море, побережье, острова, вулканы, рыба, чайки и морские львы, а также отражать жизнь коренного населения Севера. В то же время, следует подчеркнуть ключевую роль «шикотанской группы» в развитии типических пейзажных мотивов Курильских островов. В данной работе основное внимание будет уделено анализу произведений местных художников, активно работающих с момента распада Советского Союза. Наталья Кирюхина, ведущий художник Сахалина, не скрывает своей привязанности к своей родине, воплощая свои пейзажи и иногда прибегая к помощи русского фольклора и художественных ремесел. Сергей Васенкин любит и усердно изучает творчество И. Айвазовского и стремится сделать неповторимые пейзажи Сахалина частью идеального собирательного образа русского пейзажа. Внимательно проанализировав работы этих художников, можно утверждать, что в процессе представления такого места как Сахалин, которое являлось землей коренных народов, и где поселенцы сменяли друг друга, пейзаж преображается в соответствии с взглядом зрителя и стремится быть неотъемлемой частью более широкой национальной структуры, сохраняя при этом свои местные особенности.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Якоу Х. Формирование традиции пейзажной живописи Сахалина и Курильских островов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 433–438. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-41
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bown M. C. Dictionary of Twentieth Century Russian and Soviet Painters. London, Izomar Publ., 1998. 388 p.
  • 2. Brzhezovskaya N. A. Givi Mantkava. Zhivopis’. Grafika v kollektsii Sakhalinskogo oblastnogo khdozhestvennogo muzeia (Givi Mantkava. Painting. Graphic Art in the Collection of Sakhalin Regional Museum of Art). Vladivostok, Zolotoi Rog Publ., 2005. 200 p. (in Russian).
  • 3. Brzhezovskaya N. A.; Du Men Su. Sakhalinskoe izobrazitelnoe iskusstvo v sobranii SGOKhM. Katalog kollektsii (Fine Art of Sakhalin in the Collection of the Sakhalin Art Museum. Catalogue of Collection). Khabarovsk, Platina Publ., 2008. 336 p. (in Russian).
  • 4. Sakhalin Regional Museum of Art; Ministry of Culture of Sakhalin Region (eds.). Zasluzhennyi khdozhnik Rossii Yury Stepanov (Honored Artist of Russia Yury Stepanov). Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalinskaia oblastnaia tipografiia Publ., 2015. 136 p. (in Russian).
  • 5. Sakhalin Regional Museum of Art (ed.). Dyo Son En. Iskusstvo. Tvorchestvo. Prostranstvo (Dyo Son En. Art. Creation. Space). Yuzhno-Sakhalinsk, Eikon Publ., 2014. 88 p. (in Russian).
  • 6. Sakhalin Regional Museum of Art (ed.). Dyu Men Su (Dyu Men Su). Yuzhno-Sakhalinsk, Lukomore Publ., 2009. 96 p. (in Russian).
  • 7. Teten’kina T. G.; Kustovoi V. N. (eds.). Izobrazitelnoe iskusstvo dalnevostochnykh khdozhnikov v cobranii Sakhalinskogo oblastnogo khdozhestvennogo muzeia. Katalog kollektsii (Fine Art of Far Eastern Artists in the Collection of Sakhalin Regional Museum of Art. Catalogue of Collection). Kaliningrad, Aksios Publ., 2013. 408 p. (in Russian).
  • 8. Troegubova N. V.; Dyo Son En; Metel’skii Iu. N. (eds.). Sakhalinskoe regionalnoe otdelenie Coiuza khdozhnikov Rossii — 25-letie so dnia sozdaniia (Sakhalin Regional Branch of the Russian Union of Artists — 25th Anniversary of the Foundation). Vladivostok, Dal’press Publ., 2014. 204 p. (in Russian).
  • 9. Yakou H. The “Shikotan Group” and Two Tendencies of the Soviet Landscape Painting. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles, vol. 6. A. V. Zakharova; S. V. Maltseva; E. Yu. Stanyukovich- Denisova (eds.). Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 685-689. Available at: http://dx.doi. org/10.18688/aa166-9-74 (accessed 20 February 2017).