Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-42
Заголовок Категория географического пространства и проблема региональной идентификации текста в книжном искусстве: облик Сибири в иллюстрированных изданиях произведений В. П. Астафьева
Автор email pa.nina@mail.ru
Сведения об авторе Панина Нина Леонидовна — доктор искусствоведения, доцент. Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, д. 1, Новосибирск, Российская Федерация, 630090; главный научный сотрудник. Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, Красный пр., д. 38, Новосибирск, Российская Федерация, 630099. pa.nina@mail.ru Бартош Наталья Юрьевна — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой. Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, д. 1, Новосибирск, Российская Федерация, 630090. bartosh@academ.org
В рубрике Русское искусство XX–XXI века DOI10.18688/aa188-4-42
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 439448
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76.03/.09+7.047+7.0491 Индекс ББК 85.153(2)6
Аннотация

Вопрос о средствах территориальной идентификации литературного произведения средствами искусства книги, его вещном аспекте рассматривается на сопоставлении двух изданий одного из наиболее «сибирских» текстов — «Царь-рыбы» В. П. Астафьева: издания Георгия Сапронова (2003 г., иллюстратор Сергей Элоян) и издания «Вита Нова» с иллюстрациями О. Михайлова (2013 г.). Конструктивные принципы искусства книги как овеществленного «образа территории» формируются на базе достижений советского искусства книги посредством единения пространства машинописной рукописи и станковой графики (О. Михайлов) либо обращения к русской рукописной и иконописной традиции (С. Элоян). В последней были очень подробно разработаны иконографические схемы, передающие широту географического охвата с целью придания значимости демонстрируемому в изобра­жении объекту. Уровень «материально-культурной» идентификации текста реализуется средствами графики через акцентацию фактур жизненно важных для региона материалов. Уровень пространственной, географической идентификации реализуется средствами живописи через пейзаж. Уровень историко-антропологической идентификации реализуется на стыке этих средств через неявное сближение иллюстрации с иконописью и тем самым через акцентацию в тексте жанровых черт древнерусской литературы.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Панина Н.Л.; Бартош Н. Ю. Категория географического пространства и проблема региональной идентификации текста в книжном искусстве: облик Сибири в иллюстрированных изданиях произведений В. П. Астафьева // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 439–448. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-42
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX — начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. — Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 304 с.
  • 2. Аннинский Л. А. Барды / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. — 382 с.
  • 3. Астафьев В. П. В тайге, у Енисея / Ил. Н. Устинова. — М.: Малыш, 1986. — 96 с.
  • 4. Астафьев В. П. Далекая и близкая сказка: рассказы, затеси / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. — 381 с.
  • 5. Астафьев В. П. Крест бесконечный: Письма из глубины России, 1974-2001 / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. — 509 с.
  • 6. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Са¬пронов, 2003. — 357 с.
  • 7. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах / Ст. Ю. А. Ростовцева и О. Ю. Михайлова; ил. О. Ю. Михайлова. — СПб.: Вита Нова, 2013. — 624 с.
  • 8. Борщаговский А. М. Уходящие острова: эпистолярные беседы в контексте времени и судьбы / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. — 567 с.
  • 9. Верижникова Т. Ф. Иван Билибин. — СПб.: Аврора, 2011. — 158 с.
  • 10. Карпова К.В. Суровый стиль. Судьба направления: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 2014— 34 с.
  • 11. Козлов С. Правда, мы будем всегда? / Ил. С. Острова. — М.: Изд. Дом Мещерякова, 2013. — 136 с.
  • 12. Курбатов В. Я. Наше небесное Отечество: записки православного путешественника / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 263 с.
  • 13. Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / Ил. Б. Диодорова. — М.: Дрофа, 2001. — 272 с.
  • 14. Марья Моревна. Сказки / Ил. И. Билибина. — М.: СЗКЭО, 2014. — 14 с.
  • 15. Нагишкин Д. Амурские сказки / Ил. Г. Павлишина. — СПб.: Речь, 2013. — 296 с.
  • 16. Носов Е. И. Яблочный спас: рассказы / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2006. — 540 с.
  • 17. Прокопьев М. В. Живопись Томской губернии в первой трети XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — СПб., 2015. — 23 с.
  • 18. Разувалова А. Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 616 с.
  • 19. Распутин В. Г. Прощание с Матерой / Ил. С. Элояна. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2012. — 208 с.
  • 20. Распутин В. Г. Собрание сочинений: в 4 т. / Худож. С. Элоян. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — Т. 1. — 447 с.; Т. 2. — 439 с.; Т. 3. — 437 с.; Т. 4. — 438 с.
  • 21. Родное слово: Произведения К. Ушинского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого, Н. Некрасова, К. Бальмонта, И. Тургенева / Сост. К. Ушинский; ил. Н. Устинова. — М.: Белый город, 2006. — 128 с.
  • 22. Соколов-Микитов И. Год в лесу / Ил. Г. Никольского. — М.: Детская литература, 1972. — 96 с.
  • 23. Шавшина И. П. Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX-XX веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — СПб., 2009. — 24 с.
  • 24. Bartram A. Five Hundred Years of Book Design. — New Haven: Yale University Press, 2001. — 192 p.
  • 25. Bettley J. Art of the Book: From Medieval Manuscript to Graphic Novel. — London: Victoria and Albert Museum, 2001. — 224 p.
  • 26. Costlow J. T. Heart-Pine Russia. Walking and Writing the Nineteenth-Century Forest. — Ithaca: Cornell University Press, 2012. — 288 p.
  • 27. Etkind A. Internal Colonization: Russia’s Imperial Experience. — Cambridge, UK: Polity Press, 2011. — 264 p.
  • 28. Gleason A. Russkii Inok: The Spiritual Landscape of Mikhail Nesterov // Cultural Geographies. — 2007. — Vol. 7. — No. 3. — P. 299-312.
  • 29. Kleespies I. Russia’s Wild East? Domesticating Siberia in Ivan Goncharov’s “The Frigate Pallada” // The Slavic and East European Journal. — 2012. — Vol. 56. — No. 1. — P. 21-37.
  • 30. Levarie N. The Art and History of Books. — New Castle: Oak Knoll Press, 1995. — 315 p.
  • 31. Ogden J. A. Siberia as Chronotope: Valentin Rasputin’s Creation of a Usable Past in Sibir’, Sibir’ // Ab Imperion. — 2004. — No. 2. — P. 647-664.
  • 32. Rosenfeld A. Between East and West: The Search for National Identity in Russian Illustrated Children’s Books, 1800-1917 // From Realism to the Silver Age. New Studies in Russian Artistic Culture. Essays in Honor of Elizabeth Kridl Valkenier / Ed. R. P. Blakeslay, M. Samu. — DeKalb: Northern Illinois University Press, 2014. — P. 168-188.
  • 33. The Beauty of Life: William Morris and the Art of Design / Ed. D. Waggoner — London: Thames and Hudson, 2003. — 176 p.