Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-39
Заголовок «Мы являемся подлинными наследниками всего великолепия человеческой культуры»: стилистические ориентиры в монументальной живописи СССР 1930-х годов
Автор email alexandra.i.strukova@gmail.com
Сведения об авторе Струкова Александра Ивановна — кандидат искусствоведения, заведующая Отделом графики ХХ века. Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, д. 10, Москва, Российская Федерация, 117049.
В рубрике Русское искусство XX–XXI века DOI10.18688/aa188-4-39
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 411423
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.03 Индекс ББК 85.143(2)
Аннотация

В статье рассматриваются как общие вопросы, связанные с практикой работы советских художников в области монументальной живописи, так и проблема освоения наследия искусства прошлых эпох — одна из наиболее актуальных для художественного процесса в СССР в 1930-е годы.

Развитию стенописи и подготовке кадров художников-монументалистов уделялось особое внимание на протяжении всего исследуемого десятилетия. Это было связано не только с необходимостью оформлять новые публичные пространства (общественные здания, метро, выставочные павильоны), но в первую очередь преследовало пропагандистские цели. Панно и росписи стен были включены в ансамбли, наделенные особой суггестивностью благодаря большим размерам холстов или фресок, иллюзионистическим живописным приемам, диорамному принципу построения отдельного произведения и всего комплекса, как бы включающему зрителя как часть толпы, охваченной сильным эмоциональным порывом. Для достижения расцвета советского искусства (а также наибольшего психологического воздействия) следовало использовать все доступные средства: объединять возможности разных пространственных искусств («синтез искусств»), а также художественные достижения прошлого.

В статье последовательно рассматриваются примеры «освоения» советскими монументалистами искусства Античности, итальянского Возрождения, древнерусской стенописи, барокко, народных промыслов на примере живописи Палеха, искусства модерна, а также стран Дальнего Востока.

Сравнение с зарубежной практикой показывает, что прием ретроспективных стилизаций отвечал общемировой моде, но именно советское искусство стремилось к всеобъемлющему освоению мирового наследия и вырабатывало на его основе образы, широко тиражируемые в дальнейшем и образовавшие своеобразный советский канон. Их можно условно назвать: «мирное небо советской страны», «советский праздник», шествие народов СССР и т. п.

Поле для экспериментов в области стилизации сокращалось на протяжении 1930-х гг., в 1940-е процесс завершился господством казенного классицизма.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Струкова А. И. «Мы являемся подлинными наследниками всего великолепия человеческой культуры»: стилистические ориентиры в монументальной живописи СССР 1930-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 411–423. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-39
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Аранович Д. Плафон работы Е. Лансере в гостинице «Москва» // Творчество. — 1937. — № 8–9. — С. 19–22.
  • 2. Аркин Д. Е. Архитектура и проблема синтеза искусств // Вопросы синтеза искусств: Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936. — С. 9–21.
  • 3. Аркин Д. Е. О Московском доме пионеров и октябрят: (Сокращенная стенограмма обсуждения) // Архитектура СССР. — 1936. — № 10. — С. 11.
  • 4. Бескин О. О монументальном искусстве // Искусство. — 1939. — № 1. — С. 54–82.
  • 5. Бескин О. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка: Монументальная живопись // Искусство. — 1940. — № 1. — С. 103–126.
  • 6. Бобринская Е. А. «Философия коллективизма» в советской живописи 1930-х годов // Искусствознание. — 2001. — № 2. — С. 489–506.
  • 7. Выставочные ансамбли СССР. 1920–1930-е годы. Материалы и документы / Отв. ред., авт. вступ. ст. В. П. Толстой. — М.: Галарт, 2006. — 468 с.
  • 8. Гюне Л. Советский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке // Творчество. — 1939. — № 7. — С. 2–3.
  • 9. Деготь Е. А. Русское искусство ХХ века. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с.
  • 10. Дейнека. Монументальное искусство: Скульптура. — М.: Издательская программа «Интерроса», 2011. — 424 с.
  • 11. Жидков Г. Палехские росписи в Ленинградском дворце пионеров // Архитектура СССР. — 1937. — № 4. — С. 14–19.
  • 12. Земляная Т. Н. К истории деятельности «Школы М. Бойчука» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 258–265.
  • 13. Земляная Т. Н. Монументальная живопись М. Л. Бойчука и его школа: дис. … канд. иск. — СПб., 2010. — 511 с.
  • 14. Ильин М. Дом пионеров в Калинине // Архитектура СССР. — 1941. — № 2. — С. 10–12.
  • 15. Иофан Б. М. Без названия // Архитектура СССР. — 1935. — № 6. — С. 22–29.
  • 16. Лансере Е. Е. Моя работа по росписи Казанского вокзала // Искусство. — 1934. — № 4. — С. 35–50.
  • 17. Лансере Е. Е. Дневники: в 3 кн. — М.: Искусство-ХХI век, 2008–2009. — Кн. 1. Воспитание чувств. — 2008. — с. 736; Кн. 2. Путешествия. Кавказ: будни и праздники. — 2008. — 768 с.; Кн. 3. Художник и государство. — 2009. — 800 с.
  • 18. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935–1948 / Авт. вступ. ст., сост. Е. В. Шункова. — М.: Советский художник, 1978. — 216 с.
  • 19. П. Э. Советское монументальное искусство на Международной выставке в Париже // Творчество. — 1937. — № 8–9. — С. 2–12.
  • 20. Паперный В. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 384 с.
  • 21. Подобедова О. И. Монументальные росписи Е. Е. Лансере // Подобедова О. И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875–1946. — М.: Советский художник, 1961. — С. 301–361.
  • 22. Покшишевский С. Ленинградский дворец пионеров // Архитектура СССР. — 1937. — № 4. — С. 11– 13.
  • 23. Радионов Г. Разгром бойчукизма и художественное образование. Письмо с Украины // Искусство. — 1938. — № 5. — С. 114–117.
  • 24. Рублев Г. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Об экспозиции выставки // Искусство. — 1940. — № 1. — С. 97–106.
  • 25. Каталог выставки «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний» / Сост., авт. ст. Е. В. Руденко. — М.: Галерея IN ARTIBUS, 2016. — 152 с.
  • 26. Седов В. В. Итальянский Дворец Советов // Итальянский Дворец Советов. Il Palazzo Italiano dei Soviet. — М.: ГНИМА им. А. В. Щусева, 2006. — С. 52–72.
  • 27. Сосфенов И. Проблема синтеза в метро: Синтез в оформлении станций Горьковского радиуса Московского метро // Искусство. — 1938. — № 6. — С. 64–74.
  • 28. Сосфенов И. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Выставка как художественное целое // Искусство. — 1940. — № 1. — С. 85–102.
  • 29. Струкова А. И. Дальневосточные стилизации в советском искусстве 1920–1930-х годов // Искусствознание. — 2017. — № 2. — С. 166–215.
  • 30. Суетин Н. М. Международная выставка 1939 г. в Нью-Йорке: Искусство на выставке // Искусство. — 1939. — № 5. — С. 103–107.
  • 31. Толстой В. П. Советская монументальная живопись: автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1951. — 24 с.
  • 32. Уитц Б. О синтезе у нас и в капиталистических странах и о фресковой технике // Вопросы синтеза искусств: Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936. — С. 105–111.
  • 33. Фаворский В. А. Из письма искусствоведу Н. И. Поповой. 1957 // Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964): Графика. Живопись. Монументальное искусство. Театрально-декорационное искусство. Скульптура. Керамика: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения. — М.: Советский художник, 1986. — С. 4–5.
  • 34. Хлопина Е. Ю. Панно И. И. Машкова для гостиницы «Москва». К проблеме живописного синтеза в поздний период творчества художника // Искусствознание. — 2010. — № 1–2. — С. 399–412.
  • 35. Чегодаев А. Д. Московский дом пионеров и октябрят // Архитектура СССР. — 1936. — № 10. — С. 1–8.
  • 36. Щекотов Н. Панно для санатория Наркомтяжпрома в Сочи // Творчество. — 1937. — № 8–9. — С. 13–18.
  • 37. Щусев А. В. К вопросу о монументальном искусстве // Искусство. — 1934. — № 4. — С. 19–20.
  • 38. Щусев А. В. Архитектура и живопись // Вопросы синтеза искусств: Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936. — С. 34–41.
  • 39. Эдельштейн К. В. Совместная работа с Л. А. Бруни в Мастерской монументальной живописи. 1973 // Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935–1948. — М.: Советский художник, 1978. — С. 146–171.
  • 40. Эльконин В. Б. Художник-философ // Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964): Графика. Живопись. Монументальное искусство. Театрально-декорационное искусство. Скульптура. Керамика: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения. — М.: Советский художник, 1986. — С. 19–23.
  • 41. Юон К. Темы монументального искусства // Вопросы синтеза искусств: Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — М.: ОГИЗ–ИЗОГИЗ, 1936. — С. 62–66.
  • 42. Wilson S. The Soviet Pavilion in Paris // Art of the Soviets. Painting, Sculpture and Architecture in a One-Party State, 1917–1992. — Manchester; New York: Manchester University Press, 1993. — P. 106–120.