Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-36
Заголовок |
Кинофикация живописи 1920-х годов. Опыт художников Общества станковистов |
Автор |
Воронина О. Ю. |
email |
voronina@mmoma.ru |
Сведения об авторе |
Воронина Оксана Юрьевна — научный сотрудник. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, д. 25, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 107031 |
В рубрике |
Русское искусство XX–XXI века |
DOI | 10.18688/aa188-4-36 |
Год |
2018 |
Номер сборника |
8 |
Страницы |
383–395 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.03 |
Индекс ББК |
85.143 |
Аннотация |
В статье автор стремится определить характер связи живописи художников Общества станковистов (1925-1932) со стремительно развивающимся в 1920-е гг. кинематографом. В исследовании проанализированы приемы кинофикации остовской живописи, с помощью которых участники объединения актуализировали станковую картину. Это прежде всего эксплицитно и имплицитно выраженные принципы монтажной организации композиции (в частности, «склеивание» крупного и общего планов), принципы создания «конкретно-типического» изображения, уравнивания персонажей и предметов в своем значении и пр. Кинофикация определяет и способ работы остовцев, когда в их творчестве возникают подобные отснятому на пленку материалу многочисленные серии произведений с небольшим варьированием мотива. Кинофицированным является и сам метод объективизации видения и организации сознания зрителя.
Ближе всего для художников ОСТа оказывался опыт документального кино, и в первую очередь Дзиги Вертова. Общими для них были многие мотивы, стремление к панорамному охвату жизни, конструированию патетической картины нового мира. Что же касается подхода к материалу истории, то остовский метод работы с ним был наиболее близким методу Сергея Эйзенштейна.
Представленная статья написана в жанре “work in progress”, поэтому вопрос о взаимоотношениях остовской живописи с кинематографом остается в дальнейшем в числе приоритетных для исследования. Перспективным в этом контексте является разностороннее изучение особого хронотопа в его различных вариациях в произведениях участников ОСТа и особого иллюзионизма, непосредственно связанного с поисками новых пространственно-временных построений. Изучение живописи Общества станковистов имеет особое значение, поскольку на ее примере можно рассматривать проблемы обновления отечественного станкового искусства послереволюционного десятилетия в целом. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Воронина О. Ю. Кинофикация живописи 1920-х годов. Опыт художников Общества станковистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 383–395. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-36
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. А. Э. [А. М. Эфрос] Выставка ОСТ // Прожектор. — 1926. — № 12. — С. 21.
- 2. Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу. Искусство ХХ века. Путеводитель / Под ред. К. Светлякова. — М.: Paulsen, 2014. — 292 с.
- 3. Деготь Е. Идеалистический реализм. Еще один русский авангард // Советский идеализм. Живопись и кино. 1925-1939: фестиваль «Европалия. Россия» — [М.]: Гос. муз.-выставочный центр «РОСИЗО», 2005. — С. 10-19.
- 4. Дзига Вертов. Киноки. Переворот // ЛЕФ. — 1923. — № 3. — С. 135-143.
- 5. Зернова Е. С. Воспоминания монументалиста. — М.: Сов. художник, 1985. — 191 с.
- 6. Искусство в СССР и задачи художников. Диспут в Коммунистической Академии. — М.: Изд. Комм. академии, 1928. — 127 с.
- 7. История советского кино в 4 тт. / [Ред. коллегия: Х. Абул-Касымова и др.]. — Т. 1: 1917-1931. — М.: Искусство, 1969. — 755 с.
- 8. Каменский А. А. Романтический монтаж. — М.: Сов. художник, 1989. — 334 с.
- 9. Костин В. И. ОСТ (Общество станковистов). — Л.: Художник РСФСР, 1976. — 159 с.
- 10. Красная нива. — 1924. — № 23. — С. 541.
- 11. Краснов П. По выставкам // 30 дней. — 1925. — № 5. — С. 81-86.
- 12. Кукулин И. В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. — М.: Новое лит. обозрение, 2015. — 535 с.
- 13. Лучишкин С. А. Я очень люблю жизнь: страницы воспоминаний. — М.: Сов. художник, 1988. — 254 с.
- 14. Малевич К. Живописные законы в проблемах кино // Кино и культура. — 1929. — № 7-8. — С. 23-26.
- 15. Малевич К. И ликуют лики на экранах // Киножурнал АРК. — 1925. — № 10. — С. 7-9.
- 16. Малевич К. Художник и кино // Киножурнал АРК. — 1926. — № 2. — С. 15-17.
- 17. Малова Т.В. Поэтика художников ОСТа: дис... канд. ист. наук. — М., 2009. — 173 с.
- 18. Матвиенко К.Н. Кинофикация театра: история и современность: дис. ... канд. ист. наук. — СПб., 2010. — 293 с.
- 19. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. статей / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1988. — 236 с.
- 20. Пиотровский А. и др. Кинофикация искусств. — Л.: Издание Аврора, 1929. — 49 с.
- 21. Полонский В. Русский революционный плакат. — М.:
- 22. Пудовкин В. Творчество кинорежиссера // Кино и культура. — 1929. — № 7-8. — С. 10-16.
- 23. Пути кино: Первое Всесоюз. парт. совещ. по кинематографии / Под ред. Б. С. Ольховского. — М.: Теа-кино-печать, 1929. — 465 с. 24. Сидоров А. Общество станковистов: взгляд в будущее. URL:http://www.design-formula.ru/culture/ soviet-art/ost-vzglyad-v-buduschee (дата обращения: 30.01.2017)
- 25. Советский идеализм. Живопись и кино. 1925-1939: фестиваль «Европалия. Россия». — [М.]: Гос. муз.-выставочный центр «РОСИЗО», 2005. — 144 с.
- 26. Хвойник Игн. Вторая выставка «ОСТ» // Советское искусство. — 1926. — № 6. — С. 45-51.
- 27. Цехановский М. Кино и живопись // Пролетарское кино. — 1931. — № 4. — С. 5-7.
- 28. Четвертая выставка ОСТ // Красная нива. — 1928. — № 21. — С. 13.
- 29. Штеренберг Д. Выступление художника Д. Штеренберга // Искусство в СССР и задачи художников. — М.: Изд. Комм. академии, 1928. — С. 92-97.
- 30. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // ЛЕФ. — 1923. — № 3. — С. 70-75.
- 31. Эйзенштейн С. М. Четвертое измерение в кино // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: 6 т. / Гл. ред. С. И. Юткевич. — Т. 2. — М.: Искусство, 1964. — С. 45-59.
- 32. Ямпольский М. Смысл приходит в мир. Заметки о семантике Дзиги Вертова // Киноведческие записки. — 2008. — № 87. — С. 54-65.
- 33. Bordwell D. The Idea of Montage in Soviet Art and Cinema // CJ. — 1972. —Vol. 11. — No. 2. — P. 9-17.
- 34. Cavendish Ph. The Men with the Movie Cameras: The Theory and Practice of Camera Operation within the Soviet Avant-Garde of the 1920s. — New York: Berghahn Books, 2013. — 342 p.
- 35. Elder R. Br. Harmony and Dissent: Film and Avant-garde Art Movements in the Early 20th cent. — Toronto: Wilfrid Laurier Univ. Press, 2008. — 540 p.
- 36. Pichon-Bonin C. Peinture et politique en URSS. L’itinéraire des membres de la Société des artistes de chevalet (1917-1941). — [Dijon]: Les Presses du réel, 2013. — 448 p.
|