Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-21
Заголовок Евангелисты В. Л. Боровиковского как образец для церковных росписей XIX века в Тверской области
Автор email annapava@yandex.ru
Сведения об авторе Павлова Анна Леонидовна — кандидат искусствоведения, заведующая отделом. НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ; ул. Пречистенка, д. 21, Москва, Российская Федерация, 119034; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания. Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Русское искусство XVIII века DOI10.18688/aa188-2-21
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 223231
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.052 Индекс ББК 85.103(2)52
Аннотация

Изображения икон евангелистов с царских врат центрального иконостаса Казанского собора работы В. Л. Боровиковского были изданы в 1819 г. и служили как популярный образец для церковного искусства. Однако характер и масштаб этого явления не был исследован. Анализ ранее неизвестных церковных росписей в северо-восточном регионе Тверской области показал, что евангелисты — излюбленный образец в монументальной живописи на протяжении XIX в. Евангелисты стали первым русским академическим прообразом среди обилия немецких гравюр, также служивших прототипами для росписей. На примере почти столетней истории бытования икон В. Л. Боровиковского в статье наглядно показано многообразие художественного языка провинциального монументального искусства того времени. В данной публикации впервые в специальной литературе выстроен ряд из произведений монументального искусства, большая часть которых только сейчас вводится в научный оборот.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Павлова А. Л. Евангелисты В. Л. Боровиковского как образец для церковных росписей XIX века в Тверской области // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 223–231. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-21
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. — М.: Искусство, 1982. — 419 с.
  • 2. Голдовский Г. Н. Боровиковский. Религиозная живопись. Государственный Русский музей. Альбом-каталог выставки, посвящённой 250-летию со дня рождения художника. Русский музей. — СПб.: Palace Editions, 2009. — 104 с.
  • 3. Климов П. Религиозный Петербург. ГРМ. — СПб.: Palace Editions, 2004. — 560 с.
  • 4. Павлова А. Л. Академизм в русской глубинке. Церковные росписи XIX в. в Тверской губернии // Собрание.— 2006. — № 1. — C. 8-13.
  • 5. Потькалова А. В. Религиозная живопись В. Л. Боровиковского. — М.: [б. и.] 1996. — 64 с.
  • 6. Савельев В. Новоторжский иконостас В. Л. Боровиковского // Тверская старина. — 1992. — № 1. — C. 107-110.
  • 7. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Гос. ин-т искусствознания. Тверская область. Ч. 2 / Отв. ред. Г К. Смирнов. — М.: Наука, 2006. — 742 с.
  • 8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Гос. ин-т искусствознания. Тверская область. Ч. 3. — М.: Индрик, 2013. — 752 с.
  • 9. Шнорр фон Карольсфельд Юлиус. Библия в иллюстрациях. Гравюры на дереве. — М.: Свет на востоке, 2002. — 255 с.
  • 10. Weigel C. Biblia Ectipa: Bildnusser aus Heilige Schriffi Alt und Neuen Testaments. — Augsburg: Selbstverl, 1695. — 452 S.