Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-22
Заголовок К стилистической эволюции купольных сооружений в русской архитектуре первой половины XVIII века
Автор email andrey-ukhnalev@yandex.ru
Сведения об авторе Ухналев Андрей Евгеньевич — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал «ФГБУ ЦНИИП Минстроя России»). 7-я Парковая ул., д. 21А, Москва, Российская Федерация, 105264.
В рубрике Русское искусство XVIII века DOI10.18688/aa188-2-22
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 232241
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.034.7 Индекс ББК 85.113 (2) 51
Аннотация

Русская архитектура первой половины XVIII в. дает ряд проектов и памятников, представляющих в развитии идею ренессансного центрического храма. В работе рассматриваются проекты башни Кунсткамеры астронома Ж. Н. Делиля, церкви училищного дома «Сад Петров» Т. Швертфегера, собора Приморской Троице-Сергиевой пустыни П. А. Трезини, а также осуществленная постройка — церковь Рождества Богородицы в подмосковном селе Подмоклово. Подробно рассматривается архитектурный контекст, в котором возникли проекты и которым был предопределен их стиль. Круг прототипов этих работ не сводится к одному лишь отмеченному прежде исследователями проекту храма Церкви Торжествующей К. Фонтана и включает произведения «бумажной архитектуры», связанные с деятельностью Академии Святого Луки и Французской академии в Риме, а также, в одном из случаев, произведение ренессансной архитектуры Франции. Отношения «образец — произведение» имеют иногда конкретный характер. Однако чаще в образцах заимствуется только архитектурная идея, которая далее свободно трансформируется. Нередко основания для новой трактовки образца лежат вне художественной сферы.

В ряду анализируемых произведений проявление стиля имеет эволюционный характер. Он состоит в последовательном усилении барочной составляющей: от архитектурных решений, провоцировавших исследователей на неверное истолкование подмокловской церкви как произведения протоклассицистической линии, к избыточному выявлению барочного потенциала в проекте собора П. А. Трезини.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ухналев А. Е. К стилистической эволюции купольных сооружений в русской архитектуре первой половины XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 232–241. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-22
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Гаврилова Е. Архитектурный проект Н. Микетти по плану Ф. Прокоповича «Сад Петров» 1721 года // СГЭ. — Вып. XXXIV. — 1972. — С. 50-53.
  • 2. Горбатенко С. Б. «Сад Петров» Феофана Прокоповича, Теодора Швертфегера и Никола Микетти // Реликвия. — 2009. — № 20. — С. 50-56.
  • 3. Зубарев В. В. Храм-ротонда в селе Подмоклове // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М., 1991. — С. 108-122.
  • 4. Кириллов В. В. Классические тенденции формообразования в архитектуре Подмосковья петровского времени // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М., 1994. — С. 15-24.
  • 5. Николаева М. В. К истории строительства церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово // Архитектурное наследство. — 1996. — № 40. — С. 68-69.
  • 6. Пилипенко А. Д. К семантике скульптурного ансамбля храма Рождества Богородицы в Подмоклово // Вестник МГУКИ. — 2007. — №6 (20). — С. 190-193.
  • 7. Религиозный Петербург / ГРМ. Альманах. Вып. 106. — СПб.: Palace edition, 2004. — 444 с.
  • 8. Смирнов Г. Неизвестный проект П.-А. Трезини. К вопросу о типологии центрических церквей в русской и европейской архитектуре барокко // Искусствознание. — 2013. — № 1-2. — С. 126-145.
  • 9. Ухналев А. Е. Неизвестные чертежи архитектора Теодора Швертфегера в петербургском собрании // ТГЭ. — 2012. — Т. LXIV. Петровское время в лицах — 2012. К 280-летию Первого Кадетского корпуса (1732-2012): Материалы научной конференции. — СПб., 2012. — С. 287-294.
  • 10. Ухналев А. Е. Чертежи архитектора Гаэтано Киавери в Санкт-Петербурге // ТГЭ. — 2010. — Т. LII. Петровское время в лицах 2010: Материалы научной конференции. — СПб., 2010. — С. 302-313.
  • 11. Hager H. Carlo Fontana’s Project for a Church in Honour of the “Ecclesia Triumphans” in the Colosseum, Rome // JWCI. — 1973. — Vol. 36. — P. 319-337.
  • 12. Smith G. R. The Concorso Accademico of 1677 at the Accademia di San Luca. Projects and Monuments in the Period of the Roman Baroque / Eds. H. Hager, S. Scott Munshower — Abington: The Pennsylvania State Univ., 1984. — P. 27-45.
  • 13. Vecchi di Val Cismon de C. M., Rovere L., Viale V., Brinckmann A. E. Filippo Juvarra. Vol. I. — Milano: Zucchi, 1937. — 177 p.