Заголовок | К стилистической эволюции купольных сооружений в русской архитектуре первой половины XVIII века | ||||||||
Автор | Ухналев А. Е. | andrey-ukhnalev@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Ухналев Андрей Евгеньевич — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал «ФГБУ ЦНИИП Минстроя России»). 7-я Парковая ул., д. 21А, Москва, Российская Федерация, 105264. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII века | DOI | 10.18688/aa188-2-22 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 232–241 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.034.7 | Индекс ББК | 85.113 (2) 51 | ||||
Аннотация |
Русская архитектура первой половины XVIII в. дает ряд проектов и памятников, представляющих в развитии идею ренессансного центрического храма. В работе рассматриваются проекты башни Кунсткамеры астронома Ж. Н. Делиля, церкви училищного дома «Сад Петров» Т. Швертфегера, собора Приморской Троице-Сергиевой пустыни П. А. Трезини, а также осуществленная постройка — церковь Рождества Богородицы в подмосковном селе Подмоклово. Подробно рассматривается архитектурный контекст, в котором возникли проекты и которым был предопределен их стиль. Круг прототипов этих работ не сводится к одному лишь отмеченному прежде исследователями проекту храма Церкви Торжествующей К. Фонтана и включает произведения «бумажной архитектуры», связанные с деятельностью Академии Святого Луки и Французской академии в Риме, а также, в одном из случаев, произведение ренессансной архитектуры Франции. Отношения «образец — произведение» имеют иногда конкретный характер. Однако чаще в образцах заимствуется только архитектурная идея, которая далее свободно трансформируется. Нередко основания для новой трактовки образца лежат вне художественной сферы. В ряду анализируемых произведений проявление стиля имеет эволюционный характер. Он состоит в последовательном усилении барочной составляющей: от архитектурных решений, провоцировавших исследователей на неверное истолкование подмокловской церкви как произведения протоклассицистической линии, к избыточному выявлению барочного потенциала в проекте собора П. А. Трезини. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Ухналев А. Е. К стилистической эволюции купольных сооружений в русской архитектуре первой половины XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 232–241. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-22 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|