Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-29
Заголовок Проблема артефакта в петербургской архитектуре второй четверти XIX века
Автор email mihnikmik@mail.ru
Сведения об авторе Микишатьев Михаил Николаевич — архитектор, старший научный сотрудник. Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства Российской Федерации, пр. Вернадского, д. 29, Москва, Российская Федерация, 119331. mihnikmik@mail.ru
В рубрике Русское искусство XIX века DOI10.18688/aa188-3-29
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 311323
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.012.23 Индекс ББК 85.113
Аннотация

В настоящем сообщении проблема артефакта в архитектуре рассматривается как феномен включения подлинного или воспроизведенного объекта иной эпохи или иной культуры в композицию архитектурного произведения Нового времени. Проблема артефакта в архитектуре Нового времени возникла во второй половине XVIII в. благодаря реальному знакомству европейской культуры с наследием Античности и восточной древности. Однако до XIX в. главенствовала стилизация.

К тридцатым годам XIX столетия в архитектуре Петербурга происходит завершение большого европейского художественно-мировоззренческого периода. Начинается век эклектизма. И первая его фаза проходит под знаком «историзма» или «археологического метода». Мастера историзма вводили античные прототипы в композицию своих произведений, стремясь воспроизвести их с максимальной точностью. Включённый в композицию «артефакт» часто противопоставляется общему характеру сооружения.

Во второй половине XIX в. эклектический метод встал на путь свободного смешения и компоновки элементов исторических стилей. Мнимые артефакты вновь уступили место музейным экспонатам, помещавшимся в интерьерах, как это было в XVIII в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Микишатьев М. Н. Проблема артефакта в петербургской архитектуре второй четверти XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 311–323. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-29
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Андреева В. И. Гаральд Боссе. — СПб.: Белое и Черное, 2002. — 320 с.
  • 2. [Андреева В. И.] Гаральд Боссе: Архитектурное и графическое наследие. — СПб.: Палаццо, 2012. — 224 с.
  • 3. Александр Павлович Брюллов [некролог] // Зодчий. — 1877. — No. 1. — С. 9–10.
  • 4. Лисовский В. Г. Архитектура Петербурга: Три века истории. — СПб.: Славия, 2004. — 416 с.
  • 5. Микишатьев М. Н. Архитектор Александр Брюллов. Особенности формообразования в творчестве архитектора первого этапа эклектизма // АН. — Вып. 58. — М.: Либроком, 2013. — С. 169–191.
  • 6. Микишатьев М. Н. Архитектор Александр Брюллов при дворе императора Николая I. Творческая индивидуальность зодчего и воля императора. Ч. I: Штаб Гвардии // АН. — Вып. 61. — М.; СПб.: Коло, 2014. — С. 128–144.
  • 7. Микишатьев М. Н. Архитектор Александр Брюллов при дворе императора Николая I. Творческая индивидуальность зодчего и воля императора. Ч. II: Служебный дом Мраморного дворца и жилые дома Академии художеств // АН. — Вып. 62. — М.; СПб.: Коло, 2015. — С. 150–174.
  • 8. Микишатьев М. Н. Поль Жако: Особенности формообразованния в творчестве мастера переходного времени // АН. — Вып. 64. — М.; СПб.: Коло, 2016. — С. 98–119.
  • 9. Оль Г. А. Архитектор Брюллов. — Л.; М.: Стройиздат, 1955. — 132 с.
  • 10. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. I. — СПб.: Крига, 2009. — 592 с.
  • 11. Фомин И. А. Вырождение классицизма // И. Грабарь. История русского искусства. Т. III. — М.: И. Кнебель, [1910–1912]. — С. 561–563.
  • 12. Швидковский Д. О. Английское «Общество дилетантов» и изучение британцами памятников античной архитектуры в эпоху Просвещения // Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Труды кафедры истории архитектуры и градостроительства (МАРХИ). — М.: ДПК Пресс, 2012. — С. 97–114.
  • 13. Эрн И. В. Архитектура времени Французской буржуазной революции и Империи. Конец XVIII — первая треть XIX в. // ВИА. Т. 7. — М.: Стройиздат, 1969. — С. 186–205.
  • 14. Brulloff A. Thermes de Pompei par A. Brulloff. — Paris: De L’imprimerie de Firmin Didot, 1829. — 16 p.
  • 15. Stuart J., Revett N. The Antiquities of Athens, Measured and Delineated by James Stuart FRS and FSA and Nicolas Revett, Painters and Architects. Vol. I. — London: John Haberkorn Publ., 1762.
  • 16. Stuart J., Revett N. The Antiquities of Athens, Measured and Delineated by James Stuart FRS and FSA and Nicholas Revett, Painters and Architects. Vol. II. — London, John Nichols Publ., 1787.
  • 17. Stuart J., Revett N. The Antiquities of Athens, Measured and Delineated by James Stuart FRS and FSA and Nicolas Revett, Painters and Architects. Vol. I. — London, 1825.