Заголовок | Мотив «воображаемого путешествия» в панорамных представлениях первой половины XIX века в России | ||||||||
Автор | Новик А. | anovick@eu.spb.ru | |||||||
Сведения об авторе | Новик Алина — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. anovick@eu.spb.ru | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XIX века | DOI | 10.18688/aa188-3-26 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 280–290 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.053 | Индекс ББК | 85.103(4)5 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена истории экспозиции и рецепции «панорамных представлений» (круговой панорамы и ее «производных») в российских столицах первой половины XIX в. Наиболее распространенным сюжетом таких представлений всегда оставалось «воображаемое путешествие»: в эпоху, предшествующую развитию транспорта и возникновения массового туризма, для многих они были единственной возможностью составить представление о других странах. Мотив «воображаемого путешествия» и особенности его воплощения посредством четырех различных «-орам» — круговой и подвижной панорамы, косморамы и георамы — составили предмет настоящего исследования. Технические особенности различных представлений отчасти определили и специфику их сюжетов. Так, круговая панорама, которая создавала иллюзию полного погружения в живописную реальность, подходила для изображения отдельных городов или природных достопримечательностей. Более компактная косморама, где виды различных местоположений экспонировались сериями, обычно использовала мотив «воображаемого путешествия» вокруг света (или по Европе, регионам Германии, французским портовым городам и т. д.). Лентообразная подвижная панорама наилучшим образом подходила для изображения протяженных участков дороги, в том числе железнодорожных и речных линий. Наконец, шаровидная георама позволяла составить наиболее полное представление о различных частях земного шара в их отношении друг к другу. На основании материалов периодики обозначенного периода предпринята попытка восстановить российскую рецепцию круговой панорамы Парижа У. Р. Филастра и Ш. А. Камбона, косморамы К. Сура, подвижной панорамы реки Миссисипи неустановленного автора, а также георамы, устроенной в Санкт-Петербурге Э. А. Лемольтом. Основная часть материала по истории панорамных представлений в России публикуется впервые. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Новик А. Мотив «воображаемого путешествия» в панорамных представлениях первой половины XIX века в России // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 280–290. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-26 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|