Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-26
Заголовок Мотив «воображаемого путешествия» в панорамных представлениях первой половины XIX века в России
Автор email anovick@eu.spb.ru
Сведения об авторе Новик Алина — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187. anovick@eu.spb.ru
В рубрике Русское искусство XIX века DOI10.18688/aa188-3-26
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 280290
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.053 Индекс ББК 85.103(4)5
Аннотация

Статья посвящена истории экспозиции и рецепции «панорамных представлений» (круговой панорамы и ее «производных») в российских столицах первой половины XIX в. Наиболее распространенным сюжетом таких представлений всегда оставалось «воображаемое путешествие»: в эпоху, предшествующую развитию транспорта и возникновения массового туризма, для многих они были единственной возможностью составить представление о других странах. Мотив «воображаемого путешествия» и особенности его воплощения посредством четырех различных «-орам» — круговой и подвижной панорамы, косморамы и георамы — составили предмет настоящего исследования.

Технические особенности различных представлений отчасти определили и специфику их сюжетов. Так, круговая панорама, которая создавала иллюзию полного погружения в живописную реальность, подходила для изображения отдельных городов или природных достопримечательностей. Более компактная косморама, где виды различных местоположений экспонировались сериями, обычно использовала мотив «воображаемого путешествия» вокруг света (или по Европе, регионам Германии, французским портовым городам и т. д.). Лентообразная подвижная панорама наилучшим образом подходила для изображения протяженных участков дороги, в том числе железнодорожных и речных линий. Наконец, шаровидная георама позволяла составить наиболее полное представление о различных частях земного шара в их отношении друг к другу. На основании материалов периодики обозначенного периода предпринята попытка восстановить российскую рецепцию круговой панорамы Парижа У. Р. Филастра и Ш. А. Камбона, косморамы К. Сура, подвижной панорамы реки Миссисипи неустановленного автора, а также георамы, устроенной в Санкт-Петербурге Э. А. Лемольтом. Основная часть материала по истории панорамных представлений в России публикуется впервые.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Новик А. Мотив «воображаемого путешествия» в панорамных представлениях первой половины XIX века в России // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 280–290. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-26
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Амелия А., д’. Тексты-прогулки и панорамы в русской культуре начала XIX в. // Евроазиатский межкультурный диалог: «Свое» и «чужое» в национальном самосознании культуры / под ред. О. Б. Лебедевой. — Томск: Изд-во ТГУ, 2007. — C. 202–222.
  • 2. Конечный А. М. Петербургские народные гулянья на масленой и пасхальной неделях // Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования / Сост. и отв. ред. Н. В. Юхнёва. — Л.: Наука, 1989. — С. 21–52.
  • 3. Принцева Г. А. Сибирский путь Павла Пясецкого. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. — 272 с.
  • 4. Скворцова Е. А. «Панорама Палермо» К. Ф. Шинкеля в Петербурге (1846–1853): воспоминания о путешествии семьи императора Николая I на Сицилию // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 585–596. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-63 (дата обращения: 20.02.2017).
  • 5. Скворцова Е. А. Роль Дж. А. Аткинсона в развитии панорамы в русском искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 1 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2011. — C. 204–213.
  • 6. Belisle B. Nature at a Glance: Immersive Maps from Panoramic to Digital // Early Popular Visual Culture. —2016. — Vol. 13. — No. 4. — P. 313–335.
  • 7. Benjamin W. The Arcades Project / Transl. H. Eiland, K. McLaughlin. — Cambridge, Mass.: Belknap Press, 1999. — 1073 p.
  • 8. Comment B. The Panorama / Transl. A.-M. Glasheen. — London: Reaktion Books, 1999. — 272 p.
  • 9. Hyde R. Panoramania! The Art and Entertainment of the “All-Embracing” View. — London: Trefoil; Barbican Art Gallery, 1988. — 215 p.
  • 10. Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications / Eds. E. Huhtamo, J. Parikka. — Berkeley: University of California Press, 2011. — 356 p.
  • 11. Oettermann S. The Panorama: History of a Mass Medium / Transl. D. L. Schneider. — New York: Zone Books, 1997. — 407 p.
  • 12. Stafford B. M., Terpak F. Devices of Wonder: from the World in a Box to Images on a Screen. — Los Angeles: Getty Research Institute, 2001. — 405 p.
  • 13. Sternberger D. Panorama of the 19th Century / Transl. J. Neugroschel. — New York: Urizen Books; Mole Editions, 1977. — 212 p.