Аннотация |
Хорхе Семпрун (1923–2011) был испанским писателем, публицистом и общественным деятелем, большую часть жизни прожившим во Франции. Он занимал пост министра культуры в социалистическом правительстве Испании с 1988 по 1991 г. Будучи министром, особое значение придавал экспонированию произведений живописи в современном музее, считая необходимым установление своеобразного творческого диалога между художниками разных эпох, но главное — между современным зрителем и художественным наследием прошлого. Свой интерес к такому взаимодействию, неоднократно продемонстрированный в его работах посредством обращения к произведениям голландской, итальянской и испанской живописи XVII в., выразился в том, что автор как бы вдыхает в них новую жизнь, вводя барочные произведения в исторический контекст современной Европы. Речь идет о трех знаменитых полотнах — «Вид города Делфта» Яна Вермеера, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» Артемизии Джентилески и «Менины» Диего Веласкеса, которые волей автора обретают новое место в истории искусства, а их первоначальная «жизнь» в Делфте, Риме и Мадриде соответственно на разных уровнях накладывается на судьбы людей и события наших дней. Помимо прочего, взгляды Семпруна-писателя на то, как следует представлять искусство барокко в современном музее, имели дополнительное высокое звучание, вдохновленное его гражданскими чувствами европейца, и ответственностью, лежавшей на нем как на министре культуры Испании. Суждения Семпруна вносят несомненный вклад в современную дискуссию о культурном взаимодействии XXI и XVII вв. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Bailey A. Velázquez and The Surrender of Breda. New York, Henry Holt Publ., 2011. 288 p.
- 2. Céspedes Gallego J. André Malraux chez Jorge Semprún: l’héritage d’une quête, Revue André Malraux, n. 33. University of Oklahoma Publ., 2005, pp. 86–101 (in French).
- 3. Christiansen K.; Mann J. W. Orazio and Artemisia Gentileschi. New York, The Metropoliltan Museum of Art Publ.; New Haven; London, Yale University Press Publ., 2001. 476 p.
- 4. Contini R.; Solinas Fr. (eds). Artemisia, 1593–1654: pouvoir, gloire et passions d’une femme peintre, catalogue d’exposition. Paris, Gallimard Publ., 2012. 256 p. (in French).
- 5. Ferrán Of.; Herrmann G. Introduction. Ferrán Of.; Herrmann G. (eds.). A Critical Companion to Jorge Semprún. Buchenwald, Before and After. New York, Palgrave Macmillan Publ., 2014, pp. 1–36.
- 6. Finaldi G. Velázquez: Las Menínas. Scala Publishers Ltd, 2006. 8 p.
- 7. Garrand M. D. Artemisia Gentileschi: The Image of the Female Hero in Italian Baroque Art. Princeton, Princeton University Press Publ., 1989. 664 p.
- 8. Huyghe R.; O’Higgins J. Vermeer and Proust. Salmagundi, no. 44/45, Vermeer (spring — summer 1979), pp. 78–88.
- 9. Hugh T. Goya: The Third of May 1808. London, The Penguin Press Publ., 1972. 112 p.
- 10. Karpeles E. Paintings in Proust: A Visual Companion to ‘In Search of Lost Time’. London, Thames and Hudson Ltd Publ., 2008. 352 p.
- 11. Liedtke W. Vermeer and the Delft School. New York, The Metropolitan Museum of Art Publ.; New Haven and London, Yale University Press Publ., 2001. 626 p.
- 12. Miletić T. The Significance of Art in Semprun’s Writing. Ferrán O. et al (eds.). A Critical Companion to Jorge Semprún, Buchenwald, Before and After. New York, Palgrave Macmillan Publ., 2014, pp. 169–184.
- 13. Noël M.-L. La peinture hollandaise du siècle d’or dans le roman: representations dans les literratures francaises et Anglophones. Paris, L’Harmattan Publ., 2009. 348 p. (in French).
- 14. Pedrol-Aquilà M. Présence nécessaire de l’art dans L’écriture ou la vie de Jorge Semprun. Cédille, Revista de Estudios Franceses, 2016, vol. 12, pp. 346–367 (in French).
- 15. Proust M. À la recherche du temps perdu, tome 5: La Prisonnière. Paris Gallimard Publ., 1989. 465 p. (in French).
- 16. Semilla Durán M. A. A Mirror of History: The Self and Its Reflections in Jorge Semprun’s Oeuvre. Veinte aῆos y un día: Duality and Vertigo. Ferrán Of.; Herrmann G. (eds.). A Critical Companion to Jorge Semprún, Buchenwald, Before and After. New York, Palgrave Macmillan Publ., 2014, pp. 155–168.
- 17. Semprun J. La deuxième mort du Ramon Mercader. Paris, Gallimard Publ., 1969. 432 p. (in French).
- 18. Semprun J.; Ortzen L. The View of Delft (a fiction). Salmagundi, no. 44/45, Vermeer (spring — summer 1979), pp. 49–62.
- 19. Semprun J. Federico Sanchez vous salue bien. Paris, Grasset et Fasquelle Publ., 1993. 333 p. (in French).
- 20. Semprun J. Adieu, vive clarté. Paris, Gallimard Publ., 1998. 249 p. (in French).
- 21. Semprun J. Vingt ans et un jour. Paris, Gallimard Publ., 2004. 304 p. (in French).
- 22. Vouilloux B. La peinture dans le texte, XVIIIe — XXe siècles. Paris, CNRS Publ., 2000. 135 p. (in French).
- 23. Warnke C.-P. War, Art and “Guernica”. Walther I. F. (ed.). Pablo Picasso 1881–1973, part 2. Taschen Publ., 2007, pp. 387–401.
- 24. Wheelock K. A. Vermeer: The Complete Works. New York, Harry N. Abrams Publ., 1997. 72 p.
- 25. Quilez Esteve L.; Ramos Munté R. A. Autobiography and Fiction in Semprún’s Texts. CLCWeb: Comparative Literature and Culture, vol. 11, no. 1, March 2009, pp. 1–8.
- 26. The Book’s Journal, Interview, no. 9, July 2011, pp. 42–45 Available at booksjournal.gr/component/k2/item/317-319 (accessed 22 February 2017) (in Greek).
|