Заголовок | Артефакт в историческом пространстве Нового Эрмитажа. Пирамида с камеями и витрины-пирамиды для гемм | ||||||||
Автор | Семенова Т. Б. | semenova@hermitage.ru | |||||||
Сведения об авторе | Семенова Татьяна Борисовна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. | ||||||||
В рубрике | Музей — коллекция, пространство, памятник | DOI | 10.18688/aa188-8-70 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 708–714 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 749.1 | Индекс ББК | 85.126.1; 85.128 | ||||
Аннотация |
Интерьеры Эрмитажа как особенная музейная среда с самого начала своей истории были отражением государственной политики. Примером этого служат витрины из залов Нового Эрмитажа, выполненные в виде пирамид. Столь необычная форма, которая не имеет аналогов в других музеях Европы, не могла возникнуть случайно. Однако объяснений этому в архивных и других источниках нет. Лишь постепенное сопоставление исторических фактов позволяет выдвинуть гипотезу, связывающую появление витрин-пирамид с памятью о Екатерине II. В 1811 г. в зале минералов Эрмитажа появился особенный художественный предмет — изготовленная Г. Гамбсом деревянная пирамида, на гранях которой находились сердоликовые камеи с портретами древнеримских императоров и императоров Священной Римской империи, увенчанная серебряной фигуркой Минервы. В образе Минервы при русском дворе обычно изображали Екатерину II, фигурки волчиц служили символом Вечного города. Образованный таким образом комплекс с помощью аллегорий отображал представление о мудром правлении Екатерины Великой, которое опиралось на традиции Древнего Рима и было освящено «славой и памятью добрых Государей». В 1816 г. минералы были перевезены в Горный институт, а на их место поместили резные камни — любимую коллекцию императрицы. Образовавшийся Зал Камей, как и пирамида, стал своеобразным знаком памяти основательнице музея. Спустя годы в воздвигнутом здании Нового Эрмитажа зал камей снова оказался по соседству с Лоджиями, и в его центр была помещена прежняя пирамида. Но теперь она оказалась в окружении необычных витрин, которые тоже имели форму пирамид и обелисков, превращая пространство зала в памятный комплекс. Несомненно, прототипом для них послужила пирамида Гамбса с сердоликовыми портретами императоров. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Семенова Т. Б. Артефакт в историческом пространстве Нового Эрмитажа. Пирамида с камеями и витрины-пирамиды для гемм // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 708–714. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-70 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|