Заголовок | Культурное и физическое пространство как условие художественного видения: Эгейский мир в творчестве греческих художников Малеаса, Гикаса и Тетсиса | ||||||||
Автор | Лукаки А. | aloukaki@eap.gr | |||||||
Сведения об авторе | Лукаки, Аргиро — Ph. D., профессор, директор программы «Греческая Цивилизация». Греческий открытый университет, ул. Аристотеля 18, Патрас 263 35, Греция. | ||||||||
В рубрике | Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность | DOI | 10.18688/aa188-5-46 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 476–484 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.036 | Индекс ББК | 85.103(4)6 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена тому, как художники черпают вдохновение в образах Эгейского моря и его островов и интерпретируют их. В XX в. эта традиция связано с возвратом к восприятию Эгейского моря как колыбели цивилизации. Ряд примеров современного искусства, берущего начало с Эгейских островов, рассматриваются в контексте древних архетипов, как природных, так и культурных, а также особой структуры художественного видения. В статье анализируются следующие темы: Формирование материального и духовного пространства поствизантийского Эгейского мира. Здесь с древности существовала и развивалась традиция художественного описания, или экфрасиса, связанная с восприятием великолепных видов, открывающихся на равнины, ущелья и море с горных вершин; эта традиция повлияла, в том числе, и на планировку византийских городов. Утонченная манера восприятия топографии и эстетики гористого ландшафта. Призматические архитектурные формы находятся в постоянном диалоге с природным окружением, которое влияет и на приемы художественного изображения. Особая роль Эгейского мира в формировании художников. Современные творческие интерпретации, вдохновленные природной красотой Эгейского моря, его сложным головокружительным светом и культурным наследием, могут быть как материальными, так и нематериальными. Статья демонстрирует, что Эгейский мир представляет диалектику культуры и природы par excellence, а ее высшим выражением является ирреальная метафизическая ясность и пластичность таких островов, как Санторини. Существует множество творческих интерпретаций пластических особенностей Эгейского мира и его искусства — как местных, так и иностранных (например, в работах Бранкузи, Джакометти или Модильяни). Современные греческие художники, такие как Константинос Малеас, исследовали и изображали «островной характер» Эгейского мира как образец греческого пространства вообще. В статье основное внимание уделяется его работам, вдохновленным природой Санторини. Помимо этого, мы проанализируем особую роль, которую Эгейское море сыграло в формировании художников Никоса Хаджикириакоса Гикаса и Панайотиса Тетсиса, вдохновленных пейзажами острова Идра. Во всех трех случаях демонстрируется, как, помимо влияния Эгейского мира, художники впитывают живописные традиции Запада и Востока, в особенности, японского искусства. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Лукаки А. Культурное и физическое пространство как условие художественного видения: Эгейский мир в творчестве греческих художников Малеаса, Гикаса и Тетсиса // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 476–484. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-46 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|