Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-51
Заголовок «Найденные объекты» в сюрреалистической фотографии
Автор email ida.shik@bk.ru
Сведения об авторе Shik, Ida Aleksandrovna — specialist of the Register Department. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, St. Petersburg 191186, Russian Federation.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-51
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 527534
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.037.5;77.04 Индекс ББК 85.160
Аннотация

Статья посвящена проблемам интерпретации концепции найденного объекта в сюрреалистической фотографии. Автор выделяет такие типы найденных объектов в сюрреалистической фотографии, как найденные изображения, повседневные вещи, обретающие вторую жизнь, и найденные фотографии. По мысли автора, сюрреалистическая фотография создает своеобразный «контр-архив» найденных объектов, включающий вещи, которые способны красноречиво рассказать как об индивидуальном бессознательном субъекта, так и о социокультурном бессознательном своего времени. Автор выявляет три основных подхода к трактовке найденных объектов в сюрреалистической фотографии: интерпретация посредством названия, использование в качестве элемента произведения, отсутствие каких-либо комментариев. Автор подчеркивает предельную «демократичность» снимков найденных объектов: здесь любая вещь может претендовать на статус арт-объекта, каждый человек — выступить в роли художника. Автор приходит к выводу, что, работая с найденными объектами, фотографы-сюрреалисты актуализируют такие важные для движения концепции, как автоматизм, объективный случай, параноидально-критический метод, принцип визуальной аналогии, черный юмор, принцип удивительных сопоставлений, этнографический сюрреализм. Автор заключает, что использование концепции найденного объекта фотографами-сюрреалистами позволяет им показать, что сюрреальность является непосредственной частью реальности, будучи скрытой в самых простых и привычных вещах.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Шик И. А. «Найденные объекты» в сюрреалистической фотографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 527–534. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-51
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996. — 240 с.
  • 2. Бретон А. Безумная любовь. — М.: Текст, 2006. — 188 с.
  • 3. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. — СПб.: Амфора, 2006. — 414 с.
  • 4. Рыков А. В. Художественно-теоретический консерватизм в контексте американской теории современного искусства 1960-1990-х гг.: автореф. дис. ... докт. филос. наук. — СПб., 2008. — 41 с.
  • 5. Шик И. А. «Старинная параноидная стена» Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 582-591. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66 (дата обращения: 20.02.2017).
  • 6. Энциклопедический словарь сюрреализма / Отв. ред. и сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — 584 с.
  • 7. Bate D. Photography and Surrealism: Sexuality, Colonialism and Social Dissent. — London: I. B. Tauris, 2004. — 240 p.
  • 8. Bois Y.-A., Krauss R. Formless: A User’s Guide. — New York: Zone Books, 1997. — 304 p.
  • 9. Clifford J. On Ethnographic Surrealism // Comparative Studies in Society and History. — 1981. — Vol. 23, No. 4. — P. 539-564.
  • 10. Conley K. Surrealist Ghostliness. — Lincoln; London: University of Nebraska Press, 2013. — 319 p.
  • 11. Dali S. L’Ane pourri // Le Surrealisme au service de la revolution. — 1930. — № 1. — P. 9-12.
  • 12. Fijalkovsky K., Richardson M., Walker I. Surrealism and Photography in Chehoslovakia: On the Needles of Days. — Farnham: Ashgate Publishing Ltd., 2013. — 198 p.
  • 13. Foster H. Compulsive beauty. — Cambridge: The MIT Press, 1993. — 313 p.
  • 14. Found Sculpture and Photography from Surrealism to Contemporary Art / Eds. A. Dezeuze, J. Kelly. — Farnhaim: Ashgate Publishing Ltd., 2013. — 200 p.
  • 15. Frederick Sommer in Context // The official site of National Gallery of Art, Washington. URL: http://www. nga.gov/content/ngaweb/Collection/photographs/fredericksommer.html (дата обращения: 29.12. 2016).
  • 16. Iversen M. Readymade, Found Object, Photography // AJ. — 2004. — Vol. 6. — № 2. — P. 44-57.
  • 17. Krauss R. The Photographic Conditions of Surrealism // October. — 1981. — Vol. 19. — P. 3-34.
  • 18. Krauss R. The Optical Unconscious. — Cambridge: The MIT Press, 1994. — 365 p.
  • 19. Levinger E. A Life in Nature: Karel Teige’s Journey from Poetism to Surrealism // ZK. — 2004. — Bd. 67, H. 3. — S. 401-420.
  • 20. Livingston J., Krauss R., Ades D. L’amour fou: Photography and Surrealism. — New York; London: Abbeville Press, 1985. — 244 p.
  • 21. Primus Z. Alois Nožička: komplementarni svědectvi = Complementary Evidence. — Praha: Kant, 2003. — 183 p.
  • 22. Sayag A., Lionel-Marie A. Brassai: The Monograph. — Boston; New York; London, 2000. — 319 p.
  • 23. Srp K. Jindřich Štyrsky. — Praha: Torst, 2001. — 172 p.
  • 24. Srp K. Emila Medkova. — Praha: Torst, 2005. — 154 p.
  • 25. Warehime M. Brassai: Images of Culture and Surrealist Observer. — Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1998. — 193 p.