Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-52
Заголовок Авторская фотокнига XXI века как эпизод биографии. Биография как сюжет для фотокниги
Автор email romakina@mail.ru
Сведения об авторе Ромакина Мария Александровна — преподаватель, исследователь. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 9, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-52
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 535547
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.655, 7.04, 7.08, 77.04, 7.012 Индекс ББК 85.16
Аннотация

В статье исследован особый тип фотографических произведений — авторские фотокниги, сюжет которых содержит биографические материалы из жизни их создателей, художественным образом переосмысленные. Проанализирована специфика такого рода фотокниг на примере ряда работ в основном зарубежных авторов, созданных в 2010-е гг. Основные критерии анализа — содержание, форма, визуальный стиль, особенности повествовательной структуры. Анализируемые работы были отобраны из фотокниг, которые побеждали на международных конкурсах, участвовали в международных фестивалях или оказывались включены в кураторские подборки, публикуемые авторитетными изданиями в конце года в виде списков наиболее ярких работ года. Автор позиционирует их как особого рода арт-объекты, обнаруживающие на уровне художественной трансформации исходного материала сходство с документальным кино и перформативными формами искусства. Такого рода фотокниги маркируют одну из ярких современных тенденций в области визуальных практик — исследование авторами собственной жизни как материала для художественного произведения, материала для построения биографического нарратива. Если ранее автобиографическая форма высказывания была доступна единицам, то сегодня это фактически массовая практика. Форма фотокниги как один из самых демократичных способов демонстрации арт-сообщения в пределах современного фотографического рынка позволяет большому количеству авторов быть включенными в международный художественный процесс, часто минуя необходимость взаимодействия с крупными авторитетными институциями. Фотокнига возвращает фотографическому произведению материальную осязаемую форму. Более того, изобретение её материальной сущности оказывается в такой же степени важным для автора, как и создание самого фотографического сообщения. Таким образом, фотокнига являет собой сложный синкретический медиатекст, в котором особой значимостью обладают его объектная сущность и интимность характера внутреннего пространства книги.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ромакина М. А. Авторская фотокнига XXI века как эпизод биографии. Биография как сюжет для фотокниги // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 535–547. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-52
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бурдье П. Биографическая иллюзия // Интер. — 2012. — № 1. — С. 75-81.
  • 2. Герчук Ю. Художественная структура книги. — М.: Книга, 1984. — 208 с.
  • 3. Григорьянц Е. «Книга художника»: к феноменологии жанра. // Петербургские исусствоведческие тетради. — 2006. — Вып. 7. — С. 260-267.
  • 4. Карасик М. Парадная книга Страны Советов. — М.: Контакт-Культура, 2007. — 256 с.
  • 5. Карасик М., Орлова М. Ударная книга советской детворы. — М.: Контакт-Культура, 2010. — 280 с.
  • 6. Карасик М. Фотокнига СССР. — СПб: РОСФОТО, 2015. — 151 с.
  • 7. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. — М.: Искусство, 1974. — 424 с.
  • 8. Немировский Е. Изобретение Иоганна Гутенберга. — М.: Наука, 2000. — 659 с.
  • 9. Новоспасский В. Фотография в книге. — М.: Книга, 1973. — 120 с.
  • 10. Орешина А. Динамические аспекты формы в современном книжном дизайне: дис. ... канд. искусств. — М., 2014. — 196 с.
  • 11. Погарский М. Артлибрия. Философия книги художника // Диалог искусств. — 2011. — № 5. — С. 124-127.
  • 12. Ромакина М. Авторская фотокнига в России в начале XXI века. Тенденции развития // История отечественных СМИ. Ежегодник. — 2016. — Вып. 1. Т. 2. — С. 91-104.
  • 13. Ромакина М. Фотокнига как поликодовый медиатекст: структурные и повествовательные особенности // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. — 2016. — Т. 3. Электронный сборник. URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html (дата обращения: 31.01.2017).
  • 14. Червинский М., Зберский Т. Система книги. Семиотика книги. — М.: Книга, 1981. — 128 с.
  • 15. Фаворский В. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М.: Книга, 1986. — 240 с.
  • 16. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. — М.: Международное театральное агентство Play&Play, Изд-во «Канон+», 2015. — 376 с.
  • 17. Badger G., Bate D., Lockermann B., Mack M. Imprint: Visual Narratives in Books and Beyond. — Stockholm: Art & Theory Publishing, 2014. — 223 p.
  • 18. Boom M., Prins R. Photogaphy Between Covers: The Dutch Photobook After 1945. — Amsterdam: Fragment Utitgeverji, 1989. — 140 c.
  • 19. CLAP! 10x10 Contemporary Latin American Photobooks: 2000-2016 / Eds. O. Yatskevich, R. Lederman, M. Carson. — New York: 10x10 Photobooks Inc., 2017. — 244 p.
  • 20. Colberg J. Understanding Photobooks: The Form and Content of the Photographic Book. — Boston: Focal Press, 2017. — 210 p.
  • 21. Cotton Sh., Schmid J. The Photobook as Readymade. An Email Correspondence between Charlotte Cotton and Joachim Schmid // The Photobook Review. — 2011. — No. 1. — P. 16-17.
  • 22. Drucker J. The Century of Artist’s Book. — New York: Granary Books, 2004. — 378 p.
  • 23. Dunn R. While Leaves are Falling by Takahiro Kaneyama // PhotobookStore Magazine. 2017, January 10. URL: https://www.photobookstore.co.uk/blog/photobook-reviews/while-leaves-are-falling-by-takahiro-kaneyama-reviewed-by-robert-dunn/ (дата обращения: 02.02.2017).
  • 24. Fernandez H. Photobooks Spain 1905-1977. — Madrid: RM; Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, 2014. — 264 p.
  • 25. Fernandez H. The Latin American Photobook. — New York: Aperture, 2011. — 255 p.
  • 26. Heiting M., Jaeger R. Autopsie. Bd. 1, 2: Deutschsprachige Fotobflcker 1918 bis 1945. — Gottingen: Steidl, 2012, 2015. — 516, 656 p.
  • 27. Himes D. D., Swanson M. V. Publish Your Photography Book. — New York: Princeton Architectural Press, 2011. — 224 p.
  • 28. Jobey L. Why Photobooks are Booming in Digital Age // Financial Times. 2015, February 27. — URL: https://www.ft.com/content/be1fd978-bceb-11e4-a917-00144feab7de (дата обращения: 02.02.2017).
  • 29. Karasik M., HeitingM. The Soviet Photobook 1920-1941. — Gottingen: Steidl, 2015. — 636 p.30. Pantall C. Book Review: Early works // Photo-Eye Blog, 2015, July 20. URL: http://blog.photoeye.com/2015/07/book-review-early-works.html (дата обращения: 02.02.2017).
  • 30. Parr M., Badger G. Photobook: А History. Vols. I, II, III. — London; New York: Phaidon Press, 2004, 2006, 2014. — 320, 336, 320 p.
  • 31. Parr M., Zheng G., Lum R., Tung S. H., Badger G. The Chinese Photobook: From 1900s to the Present. — New York: Aperture, 2015. — 448 p.
  • 32. Roth A., Starauss D. L., Susuda M., etc. American Photobooks. — New York: bookdummypess, 10x10 Photobooks, 2013. — 152 p.
  • 33. Shannon E. The Rise of the Photobook in the Twenty-First Century // Andrews Journal of Art History and Museum Studies. — 2010. — Vol. 1. — P. 55-62.
  • 34. Steyerl H. In Defense of the Poor Image. — e-flux. — 2009. — № 10. URL: http://www.e-flux.com/journal/10/61362/in-defense-of-the-poor-image/ (дата обращения: 28.01.2017).
  • 35. Swiss Photobooks from 1927 to the Present: A Different History of Photography / Eds. P Pfrunder, F Schweiz, M. Gasser, S. Munzenmaier. — Zurich: Lars Müller Publishers, 2011. — 640 p.
  • 36. The Book of 101 Books: Seminal Photographic Books of the Twenties Century / Ed. Roth A. — New York: PPP Editions, 2001. — 305 p.
  • 37. The Dutch Photobook: A Thematic Selection from 1945 Onwards / Eds. F. Gierstberg, R. Suermondt. — New York: Aperture, 2012. — 240 p.
  • 38. The Japanese Photobook, 1912-1980 / M. Heiting (ed.), R. Kaneko (contr.), D. Forbes (contr.), M. Wikovsky (contr.). — Gottingen: Steidl, 2017. — 516 p.
  • 39. Vartanyan I., Kaneko R. Japanese Photobooks of the 1960s and 70s. — New York: Aperture, 2009. — 240 p.