Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-49
Заголовок Связь времен: персонажи комедии дель арте в итальянской живописи конца ХХ — начала XXI века
Автор email chekmareva.m@gmail.com
Сведения об авторе Чекмарёва Марина Александровна — кандидат искусствоведения, методист. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-49
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 507515
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036(4), 7.041.5, 7.045, 7.046 Индекс ББК 85.103(0)6
Аннотация

Эта статья является попыткой дать общую панораму и наметить основные тенденции в произведениях итальянских мастеров последних двух десятилетий, посвященных персонажам комедии дель арте. Новый XXI век привнес в жизнь общества «стопроцентную карнавализацию». Неудивительно, что при таком восприятии действительности художники вновь и вновь обращаются к героям комедии масок, которые веками являлись олицетворениями карнавальной стихии. Как и в предыдущие столетия, наиболее популярными остаются Арлекин и Пульчинелла. Если первый персонаж стал некой универсальной фигурой, то второй герой — именно итальянский. В последние годы число произведений, посвященных персонажам комедии дель арте, неуклонно растет. Художники вновь возвращаются к забытым сюжетам и иконографическим схемам предшествующих столетий. С помощью образов итальянской комедии современные живописцы стараются говорить о сегодняшних проблемах своей страны, таких как экологическая катастрофа «треугольника смерти» на юге Италии, наплыв беженцев, утрата национальной идентичности. Эти персонажи становятся символами итальянского народа. Параллельно с социальным контекстом сосуществует и традиционная трактовка Арлекина и Пульчинеллы как воплощений творческой личности, художника. В последние годы созданы многочисленные картины, в которых показаны театральность человеческой жизни, мир фантазий и грез.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чекмарёва М. А. Связь времен: персонажи комедии дель арте в итальянской живописи конца ХХ — начала XXI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 507–515. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-49
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Александров Н. Н. Декаданс и стагнация. — М.: Москва, 2011. — 68 с.
  • 2. Эко У. «От игры к карнавалу». Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. — М.: Эксмо, 2007. — 142 с.
  • 3. Crestani С. Tempo perduto, tempo ritrovato. Giocattoli e arte. Un imprescindibile connubio. — Firenze: Atheneum, 2009. — 144 р.
  • 4. Mattoli G. Il Pulcinella di Cuono Gaglione // La rassegna, 2008. Цит. по URL: http://www.cuonogaglione. it/Rassegna%20stampa/Il%20pulcinella%20di%20Cuono%20gaglione.jpg (дата обращения: 01.02.2017).
  • 5. Montano A. Cuono Gaglione. URL: http://www.cuonogaglione.it/mostre.htm (дата обращения: 01.02.2017).
  • 6. Onesti М. Cuone Gaglione // Rassegna stampa 7. — 2010. — Anno XIV. — №. 3. — 14 p.
  • 7. Sand M., Manceau A. Masques et bouffons (comédie italienne). — Vol. II. — Paris, 1860. — 384 p.
  • 8. Verdirosi U. Poems. URL: http://www.verdirosi.com/Quadri.htm (дата обращения: 01.02.2017).
  • 9. Verdirosi U. Verdirosi. Le grandi Monografie. Il pittore si autopresenta polemizzando l’informale e l’astratto e chi lo sostiene. — Roma: Rotiform, 2009. — 320 p.
  • 10. Villani M. Intervista concessa in esclusiva a Tutto Napoli Club. URL: http://www.cuonogaglione.it/ interviste/tuttonapoliclub.htm (дата обращения: 01.02.2017).